Несмотря на продолжающуюся торговую войну США и КНР, китайская Zotye Auto не отказывается от планов по выходу на американский автомобильный рынок. Если Zotye удастся осуществить задуманное, она станет первым китайским автобрендом, работающим в США.
С июля 2018 года в Штатах действует пошлина в размере 25% на импорт обширного перечня товаров из КНР, включая автомобили. С 15 октября 2019 года на более чем 400 товаров сбор повысили до 30%, но автомобилей дальнейшее ужесточение не коснулось.
В ноябре 2018 года Zotye Auto подписала контракт о дистрибуции с калифорнийской компанией HAAH Automotive Holdings, в рамках соглашения была создана новая фирма Zotye USA, на которую возложены функции по продвижению и обслуживанию автомобилей марки в США и Центральной Америке.
По словам основателя HAAH и директора Zotye USA Дюка Хейла (Duke Hale), за год компания заключила соглашения с более чем 100 дилерами. Старт продаж автомобилей запланирован на 2021 год. К этому времени количество дилеров планируется довести до 250, пишет Automotive News.
«Я не помню другого автопроизводителя, во всяком случае в последние годы, который на ранней стадии умудрился бы заключить соглашения с более чем 100 дилерами», — цитирует издание Хейла.
Первым «Зотье», который будут предлагать в США, станет компактный бензиновый кроссовер T600. Эту модель рассчитывают продавать по цене около $20 000 (=1 267 000 рублей по нынешнему курсу). Затем ассортимент расширят, в т. ч. за счет электромобилей.
За HAAH стоит команда ветеранов американского автобизнеса. Вышеупомянутому Хейлу 70 лет, в былые годы занимал руководящие должности в Ford, Chrysler, Volvo, Mazda, Isuzu и Lotus. С китайцами он познакомился, когда занимался дистрибуцией британских автомобилей MG, принадлежащей шанхайской SAIC Motor. Вице-президентом по продажам HAAH и Zotye USA работает Боб Прадзинский (Bob Pradzinski), его переманили с должности исполнительного директора Hyundai Motor America. За маркетинг отвечает Ян Томпсон (Jan Tompson) — одна из лучших женщин-управленцев в американском автобизнесе, опыт ее работы — более 35 лет. Томпсон входит в состав совета директоров Autoweb Inc. — ведущего разработчика и поставщика профессионального софта для автодилеров.
На базе HAAH Дюк Хейл рассчитывает создать плацдарм для других китайских автопроизводителей, желающих выйти на рынок США без больших вложений. Он утверждает, что в ближайшие месяцы будет заключено дистрибьюторское соглашение с еще одной маркой из Китая, но ее название пока держится в секрете.
Zotye начинала как производитель автокомпонентов, сейчас она является вертикально интегрированной компанией, поэтому умеет управлять себестоимостью продукции, говорит Хейл. Даже с учетом импортных пошлин эти автомобили останутся конкурентными по цене в США.
На домашнем, китайском рынке дела у Zotye обстоят не очень. По результатам января-июня 2019 года продажи автомобилей марки составили 73 900 единиц, что на 50% меньше, чем в январе-июне 2018-го. Чистый убыток фирмы составил $38 млн, но она опровергает сообщения, что допускает собственное банкротство. Хейл утверждает, что был в компании Zotye в середине октября — и дела у нее идут хорошо, а серьезное падение продаж в последние полтора года наблюдается у многих китайских автопроизводителей, поскольку экономика КНР страдает от американских пошлин.
На титул первого автомобиля китайской марки, продающегося в США, претендовала также компания GAC Motor из Гуанчжоу, она несколько лет вынашивала планы по экспорту в Северную Америку и шесть раз подряд выставлялась на Детройтском мотор-шоу. GAC дважды откладывала дату выхода на рынок США, а недавно и вовсе заявила о приостановке проекта из-за торговой войны.
Отметим, что Zotye неплохо известна в России. У нас продаются T600 и его псевдоспортивная версия Coupa. Для нужд РФ и других стран Таможенного союза модели выпускают на заводе «Юнисон» в Беларуси.
Добавим, автомобили китайского производства как таковые в Северной Америке предлагаются уже несколько лет. С 2015-го General Motors импортирует в США и Канаду кроссовер Buick Envision, который производится только на одном заводе — на совместном предприятии GM-SAIC в провинции Шаньдун на востоке Китая. В 2018 году возник риск прекращения продаж этой модели в США из-за торговой войны, однако в конечном итоге GM решил продолжить ввоз кроссовера с полной уплатой пошлины. Причем на розничной цене Buick Envision это не отразилось.