При закупках автомобилей для государственных и муниципальных нужд хотят установить обязательную долю электромобилей. Такое предложение озвучила Национальная технологическая инициатива (НТИ) «Автонет», пишет ТАСС.
НТИ «Автонет», напомним, учреждена правительством и представляет собой государственный план до 2035 года по развитию рынка электромобилей и беспилотных авто. Финансирование «Автонета» до 2020 года превышает 50 млрд руб., из них 28,5 млрд руб. — из госбюджета.
По словам пресс-секретаря НТИ «Автонет» Ярослава Федосеева, соответствующий закон может быть принят уже в 2019 году. Пока обсуждается установление минимальной доли электрических машин в 20% от всего объема закупок, если приобретается более пяти машин.
Эта инициатива рассматривается в качестве одной из мер по популяризации электромобилей в России.
«Дорожная карта» по развитию рынка электромобилей должна быть реализована до декабря 2020 года. При этом большую часть мероприятий НТИ «Автонет» планирует выполнить до конца 2019 года. Среди прочих мер авторы инициативы предлагают отменить транспортный налог на электромобили и позволить владельцам такого транспорта бесплатно пользоваться парковочными местами, оборудованными зарядными устройствами.
Также для экологически чистых легковушек могут предусмотреть и другие льготы, в том числе бесплатный проезд по платным трассам и возможность передвижения по полосам для общественного транспорта.
Одно из свежих предложений — введение номерных знаков зеленого цвета специально для электромобилей. Ожидается, что такие номера сделают электрические машины узнаваемыми, что поможет сотрудникам ГАИ идентифицировать их на дорогах. Это будет полезно при предоставлении электромобилям льгот — например, бесплатной парковки в платных зонах. Зеленые номера могут появиться к концу 2020 года.
Между тем спрос на электромобили в России остается крайне слабым. По данным агентства «Автостат», за первые 11 месяцев 2018 года было продано всего 122 новые электрические машины. За тот же период продажи подержанных электрокаров выросли более чем вдвое, до 2029 машин. Безоговорочным лидером остается Nissan Leaf.
Серийного производства электромобилей в России в настоящее время нет. В 2013 году «АвтоВАЗ» собрал около 100 экземпляров электрических Lada Ellada, построенных на базе универсала Lada Kalina. В свое время Дром тестировал такую машину. Около половины от этой партии производитель не мог распродать в течение нескольких лет. В 2016 году «АвтоВАЗ» представил Весту-седан в версии «электромобиль», однако эта разработка осталось построенной в нескольких экспериментальных экземплярах. «Группа ГАЗ» в экспериментальном порядке ведет разработку электрической «ГАЗели Next». Один из ранних прототипов, созданных в сотрудничестве с московской фирмой «Спецавтоинжиниринг», Дром тестировал в 2016 году.
В 2018 году о намерении производить электромобили объявил оборонный концерн «Калашников». Разработанную собственными силами силовую установку он показал в составе автомобиля «Иж-Комби». Кроме того, специально для чемпионата мира по футболу «Калашников» собрал партию электрических квадрициклов, которые использовались Департаментом транспорта Москвы.