Несколько дней назад прошла информация о возможном отказе УАЗа от выпуска модернизированной версии модели Патриот, известной как Патриот-2020, или «Русский Прадо». Мы подробно рассказывали как о самом автомобиле, так и о ситуации, сложившейся на УАЗе в связи с идеей переноса производства в Елабугу. Ныне утверждается, что УАЗ… похоронил «Русский Prado». Мы попытались проверить эту информацию.
Совокупность сведений, собранных нами из разных источников, получилась достаточно разрозненной, чтобы делать однозначные выводы. Но все же большинство собеседников склоняются как минимум к заморозке проекта. По нашей информации, владелец Соллерса Вадим Швецов лично распорядился «бросить» все финансовые ресурсы на подготовку производства в Елабуге представительских автомобилей Аурус: этот проект важнее как с финансовой, так и с политической точек зрения. Проще говоря, у Соллерса не осталось выбора, Аурус придется запустить любой ценой, и цена эта оказалась существенно выше ранее предсказанной. Настолько выше, что «съела» все возможности по запуску нового Патриота. А поскольку Аурус и Патриот совсем разные автомобили, в них нет ни одной общей детали, то вести параллельно два проекта Соллерс сейчас просто не в состоянии.
Напомним, ранее, еще на старте проекта «Кортеж», предполагалась высокая степень унификации между новыми моделями УАЗа и платформой ЕМП НАМИ. Но правда жизни оказалась жестокой: унифицировать дешевый городской кроссовер с представительским седаном получалось по очень ограниченному числу элементов, в основном по электронике. Отчасти и поэтому прекратили разработку модели УАЗ 3170.
Один из наших источников на УАЗе предположил, что распоряжение Швецова не означает полного отказа от «Русского Прадо», а только говорит об очередной коррекции сроков. И конструкции: существует вероятность серьезной редукции проекта, который сведется только к изменениям внешности. А конструктивно Патриот останется прежней машиной — без новой рамы, независимой подвески, реечного рулевого управления и т. д. Но, повторим, это мнение лишь одного из собеседников, все прочие говорят именно об отказе от модернизации Патриота.
В связи с этим вполне оправданной выглядит нерешительность топ-менеджмента Соллерса по переносу части производства из Ульяновска в Елабугу. По всей видимости, новый план вообще такого переноса не предусматривает, и УАЗ останется на своем месте и с прежним модельным рядом, который будет модернизироваться лишь косметически. До тех пор, пока существующие модели сохраняют положительную маржинальность.
Кстати, у так называемого старого модельного ряда («Буханки» и ее производных) экономическая эффективность (прибыльность) едва ли не выше, чем у линейки Профи!
Иными словами, для Ульяновского автозавода не изменится почти ничего: его будут «тянуть» до тех пор, пока он приносит Соллерсу какие-то деньги, постепенно сокращая персонал и выводя из оборота экономически неэффективные модели автомобилей. Таким образом завод сможет прожить еще несколько лет, после чего закроется по естественным причинам.
Любопытно, что производство грузовиков Isuzu, которое расположено в технопарке на территории УАЗа, ранее тоже хотели перенести в Елабугу. Но по последним данным, эта идея как минимум отложена. Напрямую с работой УАЗа это не связано, скорее, это признак невозможности/несвоевременности развивать завод в Елабуге как мультибрендовый. Пока там будут делать только Форды и Аурусы.
Не надо забывать и о планируемом объединении (или перераспределении) активов Соллерса и КАМАЗа. В последние месяцы (в связи с коронавирусом и сопутствующей ему приостановкой многих перспективных начинаний) эта тема публично не обсуждается, и могло сложиться ощущение, что про проект забыли. Но официального заявления об этом не было. Соответственно, отказ от Патриота-2020 можно рассматривать и как фактор сложности урегулирования прав на марку УАЗ и элементы конструкции Патриота при потенциальной передаче УАЗа под протекторат КАМАЗа/Ростеха. Вообще, с точки зрения бизнеса для Соллерса отказ от УАЗа во всех его проявлениях — лучший выход. При сильно ограниченных инвестиционных возможностях целесообразнее сосредоточиться на высокомаржинальных проектах. Станет ли таковым Аурус? В Соллерсе считают, что станет.
Дром получил по теме официальный комментарий пресс-службы УАЗа: «На сегодняшний день разработка модели продолжается — официально даже в столь непростое время проект продолжает жить. О ходе его реализации мы непременно будем и дальше вас информировать».