Nissan 28 мая опубликовал свой корпоративный антикризисный план, который дополняет стратегию оздоровления альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, обнародованную 27 мая. Самое интересное для нас — впервые официально подтверждается уход бренда Datsun из России (слухи об этом ходили с 2019 года, но всякий раз официальные лица Ниссан их опровергали).
План рассчитан на четыре года, он должен вернуть компанию к восстановлению финансовых показателей и устойчивому росту.
Цели, обозначенные в плане: к концу 2023 фискального года достичь операционной рентабельности на уровне 5% и занять 6% мирового авторынка.
Компания анонсировала несколько решительных шагов по реструктуризации, снижению затрат и повышению эффективности бизнеса. Среди них:
- сокращение производственных мощностей на 20% — до возможности выпуска 5,4 млн автомобилей в год при условии стандартных смен,
- повышение загрузки заводов до уровня 80% от мощности — это должно сделать их прибыльными,
- сокращение модельного ряда на 20% — с 69 до 55 моделей,
- снижение постоянных издержек на 300 млрд иен ($2,8 млрд),
- закрытие завода в Барселоне (там выпускается пикап Navara и электрофургон e-NV200),
- сосредоточение заводов в Северной Америке на ключевых для рынка моделях,
- закрытие мощностей в Индонезии и сохранение завода в Таиланде как единственной базы для выпуска моделей на рынки Юго-Восточной Азии,
- более тесная работа с партнерами по альянсу — взаимное использование производственных мощностей, моделей и технологий.
Касаемо действий на ключевых рынках план выглядит так:
- концентрация Nissan на операциях в Японии, Китае и Северной Америке,
- использование активов альянса для поддержания бизнеса на неключевых для марки рынках — в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Европе,
- уход из Южной Кореи, упорядочивание операций в Юго-Восточной Азии,
- отказ от марки Datsun в России (снятие с производства этих автомобилей),
- фокусирование на ключевых сегментах, включая классы C, D, электромобили и спорткары,
- выпуск 12 новых моделей в течение ближайших 18 месяцев,
- расширение присутствия в сегменте электромобилей и гибридов, выпуск более 1 млн электрифицированных машин ежегодно к концу 2023 фискального года,
- повышение доли электрифицированных машин в структуре продаж в Японии до 60%,
- оснащение автопилотом ProPilot двадцати моделей, выпуск 1,5 млн машин с такой системой к концу 2023 фискального года.
Когда именно произойдет отказ от Datsun в России, не уточняется. Эта марка у нас в стране представлена всего двумя моделями — седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, они построены на базе Lada Kalina/Granta и с 2014 года выпускаются на заводе АвтоВАЗ в Тольятти. Вполне возможно, что эти модели протянут до завершения своего жизненного цикла, которое назначено на 2022 год.
В январе — апреле 2020-го в России было продано 5048 новых автомобилей Датсун (данные АЕБ), падение продаж относительно аналогичного периода 2019-го — минус 26,8%. Весь авторынок за тот же период упал на 19,1%.