Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi 27 мая обнародовал свой антикризисный план. Основная его мысль — компании будут углублять взаимную кооперацию в разработке и производстве автомобилей.
Цель — снизить инвестиции в создание новых моделей на 40%, то есть сделать вложения более эффективными. В части перспективных проектов между членами альянса будет поделена ответственность — каждый займется тем, что у него получается лучше всего. Nissan возьмется за разработку беспилотных технологий, Renault — за создание установок и кузовов для электромобилей, Mitsubishi погрузится в тему «подзаряжаемых гибридов».
Руководители альянса подтвердили тезис о том, что компании сейчас нуждаются друг в друге больше, чем когда-либо. С одной стороны — давит экономический кризис, вызванный «коронавирусными» ограничениями, с другой — глобальный переход от обычных машин с ДВС к электромобилям и автопилотируемым системам (эти задачи требуют гигантских инвестиций). Конкретно для Nissan проблемы начались более года назад, после увольнения предыдущего главы альянса Карлоса Гона — оказалось, что без него положение компании крайне неустойчивое.
Стратегический план Renault-Nissan-Mitsubishi больше не предполагает расширения концерна и увеличения объемов выпуска, теперь приоритет — повышение эффективности и усиление конкурентных преимуществ, заявил Жан Доминик Сенар, председатель правления альянса и глава Renault.
На экспансии был сконцентрирован Карлос Гон, который строил альянс в течение 20 лет, до момента, когда в конце 2018-го его по обвинению в финансовых махинациях арестовали правоохранительные органы Японии.
Все планы по слиянию Renault и Nissan в единое юрлицо отложены. «Мы будем двигаться вперед в существующей конфигурации», — говорит Сенар. Образование единой компании в свое время проталкивал Гон, таким образом, он хотел сделать распад альянса невозможным в принципе. Этим планам противился Nissan, поскольку японские топ-менеджеры прогнозировали, что в объединенной компании будут доминировать французы.
Географию работы между членами альянса также поделят. Nissan будет отвечать за усиление позиций в Китае, Северной Америке и Японии, Renault сфокусируется на Европе, России, Южной Америке и Северной Африке, Mitsubishi продолжит усиливаться в Юго-Восточной Азии. Разделение регионов никак не отменяет пересечения брендов на отдельных рынках, но накладывает свои особенности. Вводится система «лидеров» и «последователей». Компании будут лидерами в тех регионах, которые за ними закреплены, в иных — последователями. Пример: на рынке РФ основной силой альянса является Рено, именно она здесь станет предлагать широкий модельный ряд, а Nissan и Mitsubishi подстроятся под стратегию Renault так, чтобы не мешать ей и не создавать внутренней конкуренции. Хотя при этом производство автомобилей Nissan и Mitsubishi на территории России сохранится.
К 2025 году половина моделей альянса будут созданы по принципу глубокой взаимной унификации. Разделение инженерных участков позволит исключить конфликты между группами конструкторов компаний (это был один из самых острых вопросов). Все члены альянса получат свободный доступ ко всем ключевым технологиям.
На рынке Европы Renault будет отвечать за компактные легковушки, компактные кроссоверы и коммерческие автомобили. Ниссану на ближайшие пять лет на глобальном рынке отводится ниша более крупных SUV, это значит, что для остальных членов альянса машины этого класса также будет разрабатывать Nissan. То есть исключается распыление затрат на разработку автомобилей одинаковых классов. Такой подход только в части кроссоверов позволит сэкономить в ближайшие годы 2 млрд евро.
В целом альянс должен вернуться к прибыли в 2022-2024 гг.
В течение нескольких дней каждая из компаний представит свои планы по закрытию части заводов и сокращению производственных затрат. Renault хочет снизить свои издержки на 2 млрд евро в течение трех лет, для этого она рассматривает возможность закрытия четырех производственных площадок во Франции. Кроме того, компания рассчитывает на получение кредита от правительства в размере 5 млрд евро (Франция владеет 15% акций компании). Nissan собирается сократить расходы на $2,8 млрд, для этого закроют одну из производственных линий и свернут бренд Datsun. Заметим, что Nissan недавно остановил свой завод в Индонезии.