Hyundai Motor намерен купить закрытый завод GM Auto в Шушарах (Санкт-Петербург). Корейская компания уже подала соответствующее ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), прошение об одобрении будущей сделки зарегистрировано 24 июля, пишет «Интерфакс».
Завод GM в Шушарах выпустил последнюю продукцию в середине 2015-го, его закрыли в связи с решением GM убрать с российского рынка свои массовые легковые модели — оно было принято из-за «крымского кризиса» и снижения покупательной способности потребителей. Это предприятие было построено в чистом поле в 2008 году, объем инвестиций в проект составил $300 млн. В 2015-м оно производило Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вело крупноузловую сборку Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Captiva и нескольких моделей Cadillac. Мощности предприятия позволяли выпускать 98 тысяч машин в год.
В начале 2019 года завод хотела приобрести белорусско-британская автосборочная фирма «Юнисон», сделку даже успела одобрить ФАС, однако «Юнисон» не смогла найти достаточной суммы для выкупа — и отказалась от этой идеи.
Весной 2019-го по результатам внеплановой инвентаризации выяснилось, что с завода GM украли имущество на 54,5 млн рублей. Сотрудники ЧОПа, которому GM платил за охрану, оставляли посты и, возможно, сами участвовали в расхищении. GM не смог предъявить претензий ЧОПу, поскольку организация «скоропостижно» ликвидировалась по собственному желанию.
У Hyundai Motor действует в России свой крупный автозавод полного цикла, расположенный неподалеку от Шушар — в Сестрорецке. Он производит бюджетные седаны Hyundai Solaris и кроссоверы Creta, а также семейство Kia Rio (седан и кросс-хэтчбек). В 2019 году Hyundai выпустил на этом предприятии 245 000 машин, план на 2020-й — 230 000. Выпуск более дорогих моделей для РФ, а также грузовиков Hyundai Motor традиционно заказывает у калининградского автосборщика «Автотор». В 2021-м локализация производства Hyundai в России значительно возрастет — компания строит огромный моторный завод в Сестрорецке. На нем будут собирать 1,6-литровые агрегаты Gamma для Solaris, Creta и Rio. По собственной информации Дрома, на этом предприятии также станут собирать и 2,0-литровые моторы, но они в производство пойдут позже — в 2022-2023 годах. Мощность моторного завода составит 233 тысячи на первых порах и к 2022-2023-му возрастет до 330 тысяч моторов в год.
С покупкой завода GM собственные автосборочные мощности Hyundai в России возрастут до 350 тысяч машин в год, что укрепит его позицию в качестве второго игрока, после АвтоВАЗа, на российском авторынке.
GM еще в 2018-м принял очередную программу собственной реструктуризации, одним из ключевых пунктов которой являлась продажа нерентабельных и остановленных заводов. В конце того же 2018-го американцы продали свою долю в заводе GM Uzbekistan партнеру — «Узавтосаноат». GM Uzbekistan традиционно поставлял большую часть продукции в Россию, но в 2018-м у него начались серьезные финансовые трудности из-за проблем в сбытовой сети в РФ. В конце 2019 года GM отказался и от участия в СП с АвтоВАЗом, на котором выпускалась Шевроле Нива. 50-процентная доля в СП была продана АвтоВАЗу за очень небольшую сумму — 411 млн рублей.