В Германии планируют наладить мелкосерийное производство нового внедорожника на базе классической Лады Нивы. В основе проекта — автомобиль «Аскет», еще несколько лет назад подготовленный тольяттинской фирмой «Супер-Авто» (до 2019 года специализировалась на выпуске пикапов с несущим кузовом ВАЗ-2329 Нива). Инициатором темы выступил Юрий Постников — эмигрант из России, который является владельцем компании Partisan Motors, разработавшей «быстросборный» внедорожник Partisan. Постников также известен судебными разборками с «Группой ГАЗ» и скандалом с продюсерами шоу Джереми Кларксона.
Проект мелкосерийного внедорожника создается в интересах немецких дилеров АвтоВАЗа, которые остались без доходов после вынужденного ухода марки Lada с рынка Евросоюза из-за введения жестких норм токсичности «Евро-6d». Как пишет Постников на своей странице в Facebook, продажами и обслуживанием автомобилей Lada в Германии занимались 360 точек с общей численностью сотрудников 4 тысячи человек. Предприниматель, правда, умалчивает, что в основном это мультибрендовые салоны и СТО, которые зарабатывают не только на Lada.
Предполагается, что новый внедорожник утолит жажду немецких потребителей на автомобили Lada 4x4. По мнению Постникова, дефицит на Нивы в ФРГ сформировался еще до прекращения поставок, поскольку АвтоВАЗ поставлял эту модель в Германию квотированно — не более 1000-1500 единиц в год (хотя спрос был выше). Неутоленную жажду на Нивы и должен восполнить новый продукт.
«Аскет», взятый за основу для нового внедорожника, — это проект мелкосерийного автомобиля с трехдверным каркасно-панельным кузовом, в котором из композитов сделаны и внешние панели, и — частично — несущее основание. Шасси для этого автомобиля предполагается заимствовать у Нивы, однако машина получит новые, более качественные комплектующие. Вероятно, также применят более современный мотор от стороннего производителя, который позволит вписаться в нормы «Евро-6d». Постников утверждает, что под проект уже подобрано место производства — это город Магдебург. К самой теме привлечены несколько уважаемых в профессиональных кругах инженеров и дизайнеров — это Владимир Ярцев, Антон Губа, Александр Романов, Владимир Петров. Ярцев — это автор облика ВАЗ-2110, который с начала 90-х живет в Бельгии и занимается производством тюнинговых комплектов для европейских и японских авто, Губа — это директор «Супер-Авто», Романов — бывший технический директор завода «Дервейс» и бывший директор производства экспортной Нивы с дизелем Пежо (был такой проект в 90-е), Петров — инженер-изобретатель.
«Аскет» предполагается выпускать под немецкой маркой и под лейблом «Made in Germany». О сроках реализации проекта ничего не говорится. Судя по тому, что Постников приглашает сторонних инвесторов, своих денег на реализацию проекта ему явно не достает. А значит, и вопрос о сроках остается открытым.
Заметим, что в Германии уже пытались производить другую похожую тольяттинскую разработку — пластиковый внедорожник Travec Tecdrah, созданный на основе «Апал-Сталкер». «Сталкер» опирается на платформу Lada 4x4, а Tecdrah имел шасси от Renault Duster. «ЕвроСталкер» представили осенью 2011 года на Франкфуртском автосалоне. Предполагалось, что внедорожник будут собирать в Германии, причем из российских машинокомплектов. Продаваться он должен был по цене около €15 000. Однако Маркус Неске, инициатор проекта с немецкой стороны, «кинул» российских разработчиков автомобиля — поэтому идея реализована не была.