Владельца автозавода «Дервейс» Хаджи-Мурата Дерева объявили в федеральный розыск, его подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, связанном с невозвратом банковских кредитов, которые брались на развитие предприятия. Разыскное дело управление ФСБ России по Карачаево-Черкесии возбудило еще в январе, но известно об этом стало только сейчас.
По предварительной информации, Дерев покинул Россию в июле 2019 года, практически сразу после суда, признавшего его личное банкротство. Судебное разбирательство инициировал «Минбанк» («Московский индустриальный банк»), подконтрольный московско-чеченскому бизнесмену Абубакару Арсамакову. В 2015 году Дерев занял у «Минбанка» 227 млн рублей, но не вернул их. Суд занял сторону истца, признал должника банкротом и ввел в отношении него процедуру реализации личного имущества. В течение суток после оглашения судебного решения господин Дерев должен был сдать финансовому управляющему все свои банковские карты, а тот в свою очередь заблокировать по ним операции и перевести все средства на основной счет. Но вместо передачи банковских карт Дерев скрылся за границей.
Одновременно с этим судебным процессом была введена процедура наблюдения в отношении ООО «АК «Дервейс» — это юрлицо автозавода. Доля Дерева в нем — 44%, 49% держит структура Сбербанка — фирма «СБК Ресурс», оставшиеся 7% приходятся на двух других учредителей. Сумма долгов «Дервейса» составляла 5,8 млрд рублей, крупнейшие кредиторы завода — «СБК Ресурс» (3,9 млрд рублей) и Федеральная налоговая служба (1,4 млрд рублей неуплаченных налогов). В середине февраля 2020 года «Дервейс» признан банкротом. От суммы его долгов 5,3 млрд обеспечены залогом, 500 млн не обеспечены ничем и, видимо, являются невозвратными.
В конце декабря 2019 года был признан банкротом и другой автозавод, которым Дерев владел совместно с Арсамаковым, — это расположенный в Михайловске «Ставрополь-Авто». Предприятие было построено на кредиты «Минбанка», этот завод должен банку 6,9 млрд рублей. Сам «Минбанк» с января 2019 года находится под процедурой санации.
Как пишет «Коммерсантъ», сумма долгов всех предприятий, которые контролировал Дерев, составляет не менее 15 млрд рублей. При этом в описи имущества должника, составленной в октябре 2019 года финансовым управляющим, за Хаджи-Муратом числилась только одна квартира и несколько земельных участков. В 2016-2018 годах бизнесмен продал свои личные автомобили Kia Sportage и Land Rover и перечислил деньги своей супруге, но эти сделки аннулированы судом.
В 2014-2018 годах Дерев брал беспроцентные займы на предприятиях, в которых был учредителем, их сумма составила 2 млрд рублей. Остаточная стоимость основных средств «Дервейса» на начало 2020-го оценивалась в 3,4 млн рублей.
Автозавод «Дервейс» построен в 2002-2003 годах с нуля в городе Черкесске, его создали братья Станислав, Вячеслав и Хаджи-Мурат Деревы, сколотившие свое состояние в 90-е на производстве водки, минеральной воды и лимонадов. Станислав умер в 2006 году, Вячеслав отошел от дел.
Первоначально «Дервейс» занимался выпуском утилитарных внедорожников «Ковбой» — на рамном шасси румынских Aro, но с кузовом оригинальной конструкции. Затем «Дервейс» взялся за сборку легковых автомобилей и кроссоверов китайских марок Haima, Geely, Brilliance, JAC, Hawtai, Lifan, Chery, а также тайваньской Luxgen. Предприятие работало по полному сборочному циклу — со сваркой и окраской кузовов. Из-за падения российского авторынка завод с 2018 года остановлен на неопределенный срок.
Автозавод «Ставрополь-Авто» был построен в чистом поле в Михайловске в 2015-2017 годах. До начала 2019-го он специализировался на выпуске рамных внедорожников DW Hover H3/H5 (копия Great Wall Hover H3/H5). Предприятие также работало по полному циклу, но не смогло выйти на рентабельные объемы производства — и остановилось.
По некоторым данным, Дерев сейчас живет в Лондоне.
Статьи по теме: История: Derways Cowboy — российский «Гелендваген», которого подвели румыны (февраль 2018).