После нашей недавней публикации о скорой поставке дилером «КлючАвто» в Россию большой партии автомобилей Mazda6 и Mazda CX-4 напрямую из Китая многие наши читатели подумали, что «КлючАвто» воспользуется механизмом параллельного импорта. Спешим сообщить, что в настоящее время нормативные документы не дают возможности ввозить в Россию автомобили Mazda по этой схеме, однако вскоре, по сведениям наших собеседников от автоиндустрии, такая возможность действительно может появиться. Перед тем как перейти к подробностям, напомним, что такое параллельный импорт, и восстановим хронологию развития этого явления.
29 марта, когда большое число компаний, в том числе и автомобильных, объявили или о прекращении своей деятельности в нашей стране или о ее приостановке, правительство РФ приняло постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Речь шла о том, что фирма, импортирующая партию товара, освобождалась от необходимости подтверждать согласие правообладателя торговой марки на ввоз. При этом Минпромторг сразу отметил, что «параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, а предполагает ввоз оригинальной продукции через альтернативные каналы». Между тем приказ ведомства № 1532 с перечнем автомобильных брендов, доступных для параллельного импорта, был подписан только 19 апреля 2022 года.
Перед тем как продолжить, напомним, что в приказе Минпромторга при классификации товаров используется номенклатура внешнеэкономической деятельности, введенная 1 января 2010 года. Интересующая нас группа 87 подразумевает «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности». Если бренд оказался в этой группе, это означает, что без согласия правообладателя можно ввозить в том числе и товары группы 87 03, то есть «автомобили легковые и прочие моторные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские фургоны и гоночные автомобили».
Изучая приказ от 19 апреля, мы обратили внимание, что в нем не было бренда Ford, хотя компания к тому времени уже объявила о приостановке деятельности, зато был бренд Mitsubishi, притом что в Калуге сборка этих машин еще продолжалась. В то же время в приказе обнаружился бренд Tesla, на машине которого ездит министр промышленности и торговли Мантуров, и который никогда не поставлялся к нам официально. Была в нем марка Jeep, входящая в концерн Stellantis, притом что Peugeot, Citroen и Opel – не было.
С тех пор Денис Мантуров регулярно докладывал, что параллельный импорт вовсю насыщает российский рынок, однако представители «Рольфа» в начале июля заявили ТАСС, что фактически механизм не работает из-за процедурных ограничений, среди которых – невозможность использования ОТТС при прохождении таможни, так как на это опять же требуется согласие правообладателя. Этот барьер был действительно снят (правда, временно), однако реально поток «параллельных» автомобилей начал набирать силу только с сентября. Наше исследование рынка за первые три квартала показало, что фактически параллельный импорт легковых автомобилей не стал сколько-нибудь серьезным фактором формирования предложения.
Вернемся к списку автомобильных брендов, доступных к параллельному импорту. 4 августа из него исключили марку Renault, поскольку АВТОВАЗ согласился обеспечивать гарантийный ремонт французских машин. Мы не поленились и подсчитали: на сегодняшний день в список входят 113 брендов производителей легковых и грузовых автомобилей, комплектующих и запчастей. И в этом списке нет бренда Mazda, но он может там появиться! По словам одного из наших собеседников, разговоры о включении японской марки в список параллельного импорта начались более месяца назад. Напомним, что тогда пресс-служба «Соллерса» официально подтвердила нашей редакции факт переговоров о выкупе доли Mazda в совместном автосборочном предприятии на Дальнем Востоке. Именно это и стало сигналом к началу таких обсуждений. Собственно, модели Mazda выпускали здесь отверточным методом, поэтому начать сборку любых других машин не составит труда. Само собой, без включения Мазды в «параллельный список» импорт больших партий машин из Китая дилером «КлючАвто» будет невозможен. Напомним, что, по нашим данным, речь идет о десяти тысячах Mazda6 и Mazda CX-4.