В условиях тотального дефицита новых (и привычных покупателю) машин и, что немаловажно, радикально высоких цен, которые тормозят бизнес, в дело все активнее вступают крупные российские автомобильные дилеры. На днях мы писали о том, что официальные продавцы Toyota начинают поставки машин японской марки из Китая, а вот и свежая информация по крупному дилеру «КлючАвто». Согласно информации, которой располагает наша редакция, «КлючАвто» заключил договор с одним из китайских заводов Mazda на поставку 10 000 штук Mazda6 и Mazda CX-4. При этом пресс-служба дилера сообщила нам, что, по ее сведениям, заключено несколько договоров, но не напрямую с заводом, а с «крупными китайскими трейдерами». А вот цифры по предполагаемому объему и срокам поставки пресс-служба «КлючАвто» не комментирует.
Наши собеседники из верхнего эшелона управленцев российского автомобильного бизнеса уверяют, что сделка заключена без согласия российского представительства Mazda, при этом его руководство узнало о грядущих поставках постфактум — на одной из встреч с дилерами уже после того, как договор с Китаем был подписан. В свою очередь в представительстве не отрицают сам факт сделки, при этом подтверждают, что «КлючАвто» провел ее самостоятельно. Вполне возможно, дилер решился на такой шаг в свете продажи доли Mazda в совместном предприятии «Мазда Соллерс». О самом факте таких переговоров между «Соллерсом» и штаб-квартирой японской компании мы сообщали еще месяц назад. Что касается «КлючАвто», пресс-служба дилера не согласилась прокомментировать вопрос взаимодействия с представительством Mazda по этой сделке.
Итак, некоторые подробности. «КлючАвто» будет выступать в роли дистрибьютора и де-факто возьмет на себя часть функций представительства, а именно — установку модулей ЭРА-ГЛОНАСС и прохождение процедур сертификации с последующим получением Одобрения типа транспортного средства. Напомним, что ОТТС привязано к заводу-изготовителю, а не к типу сборки. Однако и это еще не все! Выступая в роли дистрибьютора, «КлючАвто» будет поставлять Мазды и другим дилерам.
Если про Mazda6 мы давно и все знаем, то CX-4 для нас новинка. Модель сконструировали исключительно для китайского рынка на платформе «трешки» и выпускают с 2016 года на совместном предприятии FAW-Mazda в Чанчуне, то есть там, где в свое время производили ЗИС-150, на мощностях, введенных в строй советскими специалистами. Под капотом устанавливают один из двух бензиновых моторов — 2,0-литровый или в 2,5 литра, которые работают только с автоматической 6-ступенчатой гидромеханикой. Две верхние комплектации доступны и с полным приводом. Правда, у исполнений 4WD дорожный просвет меньше, чем у переднего привода, — 188 мм против 206 мм. Объем топливного бака у 4WD — 49,2 литра, у 2WD — 45. Базовые версии весят до полутора тонн, а вот полный привод — 1622 кг! Габаритные размеры — 4637x1855x1524 мм, колесная база — 2700 мм. Задняя подвеска независимая, многорычажная.
Сейчас в Китае диапазон цен на Mazda CX-4 находится в пределах 148 800-215 800 юаней, что по текущему курсу 7,25 юаня за доллар составляет 20,5-29,8 тысячи долларов США. Привлекательная цена в баксах, что ни говори! Между тем по итогам первых трех кварталов на учет в ГИБДД не было поставлено ни одной новой (то есть с первым покупателем) Mazda CX-4. Если такие машины и были реализованы дилерами, то в качестве подержанных, с продажей «второму» покупателю. О подобных схемах мы много писали в материалах по нашим регулярным объездам дилеров.
Что касается возможного возобновления производства моделей Mazda в России, это сделать будет чрезвычайно непросто, даже если перестанут действовать геополитические факторы. Дело в том, что на заводе во Владивостоке практиковали отверточную сборку и поддерживать бизнес помогали различные преференции от правительства России. Отчасти «Мазда Соллерс» работала по схемам «Автотора». К слову, сборка 2,0-литровых двигателей тоже была отверточной и формальной: собранный машинокомплект отправляли назад в Японию, после чего он возвращался в Россию, но уже в составе машинокомплекта Mazda6 или Mazda CX-5. Возрождение производства в России на новом месте будет сопряжено уже с обширными инвестициями в глубокую локализацию и заключением нового специального инвестиционного контракта. В противном случае бизнес-модель просто не сойдется. Пойдут ли японцы на увесистые вложения в Россию? Думается, вряд ли…
Остается добавить, что по той же схеме «КлючАвто» будет работать и с моделями Toyota.