Сегодня Haval провел небольшой пресс-завтрак, буквально для нескольких журналистов. В приватной обстановке мы поговорили с руководством компании о тактике и стратегии продвижения бренда Haval в России.
Начнем со стратегии. Главная цель китайской компании — за ближайшие пять лет (до 2025, максимум до 2026-2027 годов) стать производителем №1 в мире по кроссоверам (SUV). В Китае Haval уже занимает первую строчку такого рейтинга, теперь цель — весь мир. В отношении России это означает, что в сегменте SUV Haval должен продавать более 100 000 автомобилей ежегодно, иметь рыночную долю в своем сегменте не менее 5% и попытаться вытеснить с пьедестала Hyundai-Kia. Именно такие параметры лежат в основе бизнес-плана, согласно которому точка безубыточности будет пройдена уже через три года.
Теперь о тактике.
Первоначальный план, предполагавший продажу в России в 2019 году 15 000 автомобилей, пришлось скорректировать в сторону уменьшения. Но связано это не с неготовностью рынка принять такое количество Хавейлов, а почти наоборот — с неожиданно высоким спросом на дорогие комплектации модели F7. До запуска завода в Туле китайцы предполагали, что самыми популярными станут машины в дешевых комплектация, переднеприводные, с механическими коробками передач. Вышло наоборот: наибольшим спросом пользуются «топовые» полноприводные версии, с самым мощным двигателем. Сейчас производственный план переверстывается с учетом этого неожиданного обстоятельства, но процесс этот небыстр, да и уже произведенные неходовые комплектации нужно распродать.
Теперь пара слов по поводу специнвестконтракта с Минпромторгом, так щедро анонсированного несколько месяцев тому назад. Так вот: СПИК и ныне там. То есть, подписание контракта, которые СМИ выдали за свершившийся факт, до сих пор не состоялось: стороны продолжают обговаривать условия. Китайцы не готовы следовать букве постановления правительства № 719 и продолжают «выбивать» для себя более льготные параметры. Как мы уже писали, к этому процессу подключен губернатор Тульской области Алексей Дюмин, который 11-12 октября ездил в Китай, где провел переговоры с первыми лицами концерна Great Wall (ему принадлежит марка Haval) как раз на тему СПИКа. Надеются подписать СПИК до конца этого года.
На заводе в Тульской области уже запущено производство двух новых моделей – F7x (купеобразный кроссовер на базе F7) и H9. Что характерно, модель H9 выпускается в дорестайлинговом варианте, в то время как в Китае уже продается обновленная версия этой машины. Таково было решение головной компании и связано оно с использованием кузовной оснастки, перевезенной с китайского завода.
В следующем году к трем существующим моделям, локализованным на заводе в Туле, планируют добавить среднеразмерный кроссовер H5. И немного позже — две модели пикапов, которые в Китае продаются под маркой Great Wall Wingle . Их вряд ли будут собирать в России, такие нишевые машины разумнее везти из Китая.
Любопытно, что если летом, во время открытия российского завода Haval, нам туманно намекали на возможность контрактной сборки автомобилей других китайских брендов, то сейчас такая возможность настойчиво отрицается. Тем паче, что это уменьшит уровень локализации, который, согласно СПИКу, должен быть очень высоким.