Отправной точкой для настоящей заметки стал слайд из выступления президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина на пресс-конференции, прошедшей в столице в четверг, 23 января. На этом слайде размещена столбчатая диаграмма с количеством дилеров в привязке к тому или иному китайскому бренду по состоянию на 1 декабря 2024 года. Стало быть, логично посмотреть, насколько эффективно ведет работу со своими дилерами то или иное представительство. Отметим, что на диаграмме отражены не только марки, официально распространяемые в России, но и завозимые к нам через серых дилеров. Напомним, что доставка машин китайских брендов с ДВС по схемам параллельного импорта стала невозможной с 3 октября 2023 года, а электромобилей и последовательных гибридов — с 1 февраля 2024-го. Всего на диаграмме разместились 29 марок, включая и те, о которых знает не всякий автолюбитель: Venucia или Rising, Fortin или SWM.
Количество дилерских центров китайских марок на 1.12.2024. Данные РОАД
Поскольку количество дилеров постоянно меняется, привяжемся к трем месяцам, предшествовавшим декабрю (наши данные постановок на учет позволяют сделать это). Выявим объем продаж за сентябрь, октябрь и ноябрь, отнесем его к количеству торговых точек и разделим на три — по количеству месяцев. Это и будем считать за эффективность.
Предварительно отметим, что из диаграммы РОАД почему-то выпал бренд Belgee, поэтому мы дадим вариант эффективности для Geely с учетом машин Belgee. Впрочем, даже в этом случае Geely по эффективности остается на втором месте. Первенствует Haval, однако нужно учесть, что и его показатели улучшены за счет продаж моделей H3, H5 и Н9, выведенных в отдельную дилерскую сеть Haval Pro. В то же время мы не будем рассматривать эффективность Skywell, фактически прекратившего импорт в Россию, а также Haima, Rising и Venucia — как мы сказали выше, о них просто не знает подавляющее большинство покупателей.
Всегда считалось, что для нормальной жизнедеятельности дилеру нужно продавать около 30 машин в месяц. Понятно, что здесь нужно учитывать и маржинальность, и схему работы с представительством. Между тем в четвертом квартале 2024 года, когда в связи с подъемом утильсбора цены начали расти, а продажи падать, простой машины на складе (в том числе и люксовой) увеличился. В общем, не будем подвергать эту цифру сомнению, ибо значимость ежемесячных объемов сбыта у одного дилера возросла. Исходя из этой посылки в нашей «таблице эффективности» бренды делятся на несколько групп. В первую входят первые семь, дилеры которых продают более 30 машин в месяц. Естественным образом в ней оказались не только лидеры рынка: совсем чуть-чуть до первой тройки недотянул официально не представленный в России «мерседесозаменитель» Lixiang — вот что значит высокое качество продукта и попадание в аудиторию! Это немой упрек официальным участникам рынка, к примеру, Changan, который идет следом за Lixiang с большим отставанием. Тревогу менеджмента должен вызывать еще и тот факт, что у Changan — самая разветвленная (если не сказать, самая размытая) модельная линейка, а по числу дилеров марка занимает третье место. При этом в четвертом квартале из крупных игроков Changan оказался в лидерах по падению объемов сбыта.
Во второй группе выделяется своей эффективностью маленький бренд Aito (в России представлен как Seres), который в Китае продается очень хорошо, а на наших широтах пока не может найти отклика у покупателей. Между тем его дилеры в среднем реализуют более 22 машин в месяц. С учетом того, что в тех же залах стоят другие люксовые «китайцы», думается, продавцы не бедствуют. А вот дилеры Jaecoo, скорее всего, находятся на грани выживаемости: 15 машин в среднем в месяц. У Voyah дела идут существенно хуже, чем у идеологически близкого к нему Lixiang, — немногим более десяти автомобилей в месяц. В общем, не будем перечислять всех — смотрите таблицу. Отметим только, что замыкает топ-25 по эффективности дилерских продаж электрический бренд Ora, продавцы которого с трудом находят одного покупателя в месяц.