Редакция Дрома продолжает подводить итоги 2024 по продажам новых легковых автомобилей в России. После большого материала с описанием ситуации у крупных игроков и на заводах, переходим к частностям и начнём с электричества.
Напомним, что весь рынок автомобилей в 2024 году вырос более чем вполовину – во многом за счёт дотаций китайских импортёров в ценообразование и компенсацию процентов по ставке банкам, а вот электромобилей было продано только на 26% больше: 17 805 шт. в 2024 году против 14 089 шт. в 2024-м. Впрочем, эта цифра стала рекордной: ещё никогда в нашей стране не продавалось столько «зелени». Давайте разберёмся, кто делает здесь погоду.
Напомним, что из-за введённых таможенных барьеров ещё в III квартале электромобили в России начали падать: в июле – сентябре по сравнению с апрелем – июнем сбыт сократился на 17% (4404 шт. против 3668 шт.). На отрезке с октября по декабрь продажи чуть выросли – до 3844 шт., из чего легко сделать вывод, что рынок приспособился к текущим условиям, однако главные трудности – впереди. Дело в том, что с 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили в возрасте до трёх лет вырос более чем в 10 раз и сравнялся с величиной «утиля» на машины с ДВС рабочим объёмом от литра до двух. Стало быть, после истощения складов машин, завезённых до 1 января, мы увидим реакцию рынка. Реакция эта будет выражаться в том числе и в сокращении ежемесячных продаж, которые по состоянию на конец года установились примерно на отметке чуть менее 1,3 тысячи новых электромобилей в месяц.
Лидером в электрическом сегменте в IV квартале по-прежнему остался Zeekr: его продавцы реализовали 1478 машин, что на 13% меньше, чем в III квартале (1695 шт.). При этом марка снова начала терять долю: в I квартале 2024 года она составляла 49%, во II сократилась до 35%, в III вновь выросла до 46%, а в IV снова упала до 39%. По моделям картина следующая: 1017 шт. пришлось на 001, 144 – на модель Х, 110 – на 007, 151 – на 009, 56 – на 7Х. при этом основное сокращение продаж Зикра как раз и дала флагманская модель 001, которая по сравнению с III кварталом не досчиталась 166 машин. Между тем, Zeekr по-прежнему остаётся самым сильным игроком среди зелёных брендов в России: пока даже официально выведенный на наши широты Avatr, идеологически близкий к Зикру, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьёзной конкуренции: только 118 машин с октября по декабрь. С небольшим отрывом лидирует модель 11, чуть меньше желающих приходится на модель 12.
Volkaswagen, ещё до взлёта Zeekr бывший лидером электрического сегмента в России в IV квартале, практически обнулился – ничтожные 84 машины. Немногим больше набрала Tesla – 95 машин. Audi нашла только 20 покупателей, BMW – 48, Mercedes-Benz – 43.
Не вызвала большого энтузиазма и Хiaomi SU7, показанная в России в том числе и на выставке Chinese Motor Show в июле прошлого года – только 97 машин. Упал интерес и к дорогому Lotus Eletre, который одно время вроде как начал набирать покупателей – 15 шт. Не смог обрести широкого распространения BYD – 92 образца. С невероятным трудом находит покупателей и калининградский Amberauto A5 – только 54 машины. 7 образцов из этого числа встали в гаражи юридических лиц, остальные машины ушли частникам, правда 52 из 54 проданных были выпущены ещё в 2023 году.
Дилеры «Москвича» смогли продать в IV квартале 727 машин – и это двукратный рывок, ибо с июля по сентябрь было реализовано только 366 машин. 323 из вставших на учтёт в IV квартале были выпущены ещё в 2023 году, что же касается «3е» 2024 года производства, мы не располагаем данными, изготовлены ли они до начала сварки кузова или уже после. В общем, говорить о сколько-нибудь устойчивых перспективах этой модели на 2025 год именно в всязи с подъёмом «утиля» пока не приходится.
У «Моторинвеста», который не только производит в Липецкой области перелицованные под Evolute автомобили Dongfeng, но и продаёт импортные Voyah, дела пока не могут наладится. Всех электрических моделей Voyah в IV квартале продано только 69 шт., причём все они выпущены в 2022 – 2023 годах. Скажем больше: вообще в 2024 году не продано ни одного электрического Voyah 2024 года выпуска. С учётом увеличившегося утильсбора на электромобили с 1 января, можно предположить, что больше импорта не будет. У марки Evolute продажи идут с трудом: только 183 машины в IV квартале против 247 в III квартале и 380 во II квартале. Судя по всему, проект показал свою окончательную нежизнеспособность. Менеджмент пытается спасти ситуацию, сертифицировав под липецкую сборку модели Voyah Dream. Вполне может быть, перепрофилирование производства и спасёт «Моторинвест», однако напомним, что завод находится под санкциями Минфина США, что отторгает потенциальных производственных партнёров из Китая.
Ещё один проект, начинавшийся громко, можно считать де-факто закрытым. Речь о российских продажах Skywell. В IV квартале дораспродавались склады образцов, завезённых в 2022 – 2023 годах. Поставок в 2024 году не было, и, после повышения «утиля» с 1 января 2025 года, скорее всего, и не будет. С трудом, но всё-таки в несколько больших объёмах находит своего покупателя маленькая Ora, которую представительство Хавейл завозит в виде модели 3 обычного исполнения и как 3 GT. В последние три месяца 2024 года дилеры продали 227 машин и здесь мы тоже отмечаем прогресс, ибо в III квартале было продано только 147 машин.
Подытожим. Лидерами электрического сегмента в IV квартале в зачёте моделей стал Zeekr 001 с результатом 1017 шт., за ним идёт Москвич-3е – 727 шт., далее – Ora 3/3GT – 227 шт. На январь – март 2025 года относительно IV квартала 2024 года мы прогнозируем падение с дальнейшим обвалом сегмента с сокращением объёмов до 500–600 электромобилей в месяц. Если мы вдруг упустили какую-то популярную модель – обязательно пишите в комментариях, добавим её в наш отчёт.