Сегодня, 8 июля, в Москве прошла отчетная пресс-конференция ассоциации «Российские автомобильные дилеры», посвященная результатам первого полугодия 2025 года. Несколько дней назад мы выкладывали наш редакционный материал за этот период с акцентом на ключевые тенденции рынка, поэтому повторять цифры не будем и сосредоточимся на основных посылах президента РОАД Алексея Подщеколдина.
По обыкновению, Алексей не жалел мрачных красок для описания автомобильной действительности: все плохо, «рынок на боку», будет хуже. Ключевой аргумент Алексея таков: скидки на автомобили (прямые и косвенные) растут как на дрожжах и еще никогда не достигали таких больших размеров на самый широкий набор моделей, однако на объемах сбыта они не сказываются. Наоборот, дилерам все труднее и труднее продавать машины. По данным Алексея, около 60% дилеров работают сегодня в минус, в том числе и его собственный дилер «БН-Моторс». При этом на автомобилях Лада продавцы теряют около 20-30 тысяч рублей, а на «китайцах» — по 50-70 тысяч. Не помогают даже бонусы от представительств за выполнение плана, которые, по меткому выражению Алексея, заставляют тех же дилеров Chery соревноваться в продажах машин с наибольшим убытком. Общий прогноз президента РОАД по году следующий: будет продано 1,15 млн новых автомобилей, при этом треть дилеров закроется. Собственно, Алексей уточнил, что недавно в Москве как раз закрылись несколько дилеров Chery.
После объемистой и подробной презентации, посвященной ситуации в сегментах новых легковых автомобилей, подержанных легковых автомобилей, новых грузовиков и автобусов, Алексей ответил на несколько наших вопросов. Предлагаем читателям расшифровку короткой беседы.
Сергей Арбузов: В конце 2023-го вы говорили, что 2024-й станет годом выбывания с российского рынка китайских брендов. Констатирую, что прогноз ваш не сбылся, ибо, кроме мертворожденного проекта по продвижению марки Skywell, в отношении которого мы изначально выражали пессимизм, остальные игроки на месте. Другое дело, что именно сейчас китайские дистрибьюторы вкладывают колоссальные средства в рассрочку, компенсируя российским банкам процентную ставку. Именно этот инструмент, на мой взгляд, во многом и поддерживает продажи, без него был бы обвал. Вы много встречаетесь с руководством китайских брендов: на какое время, по вашему мнению, у них еще хватит запала и средств на поддержку продаж или, может быть, именно 2025-й станет годом массового выбывания китайских брендов из России?
Алексей Подщеколдин: Дело в том, что политику по финансированию рассрочки осуществляют далеко не все китайские бренды, а только лидеры рынка. Грубо говоря — первая десятка. Очевидно, именно они играют вдолгую, а вот остальные бренды, безусловно, будут вынуждены уйти с рынка. Сейчас деятельность большинства китайских компаний напрямую субсидируется штаб-квартирами. При этом лидеры понимают, что очень скоро они смогут отбить сегодняшние затраты на продвижение продаж и возместить убытки за счет покупателей ушедших из России производителей.
С. А.: Исходя из ваших слов, получается, что положение того же «Москвича» более чем непрочное? В конце года он входил в топ-10, а по итогам второго квартала занял только 15-е место. Вы можете объяснить, почему у марки так трудно идет бизнес? Сейчас у «Москвича» более 90 дилеров, при этом на отрезке с апреля по июнь в среднем каждый из них продавал только 13-14 машин в месяц, что недопустимо мало для такого массового бюджетного бренда, тем более что тот же Москвич 3 сейчас идет фактически по цене некоторых модификаций Весты.
А. П.: Вот именно! Они дают суперскидки, а продажи низкие. Если бы этих суперскидок не было, продажи вообще встали бы. Я встречаюсь время от времени с заводчанами, у них критические убытки и слабые перспективы. Для того чтобы быть рентабельным, завод должен продавать 40 000 машин в год, собираемых по полному циклу, а по первому полугодию, как вы знаете, только чуть больше семи тысяч встали на учет. Мы видим медленное остывание проекта — как на самом заводе, так и в продажах.
С. А.: Каковы ваши прогнозы по Москвичу 8? Эту модель все-таки выведут на рынок или уже нет?
А. П.: Я думаю, что, к сожалению, так или иначе проект «Москвич» закроется. Я изначально говорил, что в Москве выгодно производить только деньги, но никак не автомобили. Нужно было эти машины выпускать где-нибудь на Урале или в Сибири — логистика была бы проще и дешевле. А то сейчас получается, что везут машинокомплекты из Китая через всю страну в Москву, а затем из Москвы уже готовые машины возвращают в Сибирь, на Урал, в другие регионы. В Москве совершенно колоссальная стоимость рабочих рук — уже и дворники за сто тысяч в месяц не хотят работать! А квалифицированным рабочим нужно платить в Москве существенно больше. Как в таких условиях выпускать недорогие народные машины?
С. А.: АВТОВАЗ с Lada Iskra может попасть сейчас в ту же логистическую «вилку»: нужно будет тащить из Тольятти комплекты для сборки Искры на бывший завод Nissan в Санкт-Петербург, а затем распространять собранные машины на всю матушку-Россию.
А. П.: Да, в связи с такой логистикой эта история мне представляется сомнительной, ее успех неочевиден.
С. А.: Пресс-служба АВТОВАЗа сообщала нам, что в июле начнутся не только отгрузки Искры дилерам, но и продажи, однако пока тишина.
А. П.: Мы еще не получили ни одного живого автомобиля, и сроков поставки пока у нас тоже нет. Говорят, что, может быть, начнут поставки в августе, но, повторюсь, пока даты нет. Какая-то документация на Искры от АВТОВАЗа уже получена, и со своей стороны мы начали обучение ремонтников. Кстати, неделю назад я спрашивал о ценах на Искру, ответа мне так и не дали.
С. А.: Вы сегодня говорили о необходимости внедрения «передового регулирования рынка», однако, если честно, я не услышал от вас предложений по конкретным механизмам. Вы сказали о результатах: должно быть производство машин в России, обширные склады запчастей с доставкой в кратчайшие сроки, производители должны выполнять обязательства по обслуживанию покупателей на случай ухода из России и так далее. Все это правильные вещи. Однако какие шаги должно предпринять правительство, какие инструменты по регулированию рынка внедрить для получения этих результатов? Что делать с утильсбором — оставлять в таком виде, отменять, реформировать?
А. П.: В своем нынешнем виде утильсбор совершенно неэффективен, он не работает. При этом любые изменения внешнего фона эту эффективность еще больше снижают. Вот, к примеру, в этом году рубль стал укрепляться к юаню — и тут же китайские импортеры почувствовали себя лучше. У нас есть программа локализации, которая заставляет автопроизводителя использовать российские запчасти, однако нужно спросить: кто из поставщиков захочет строить завод в стране, где продается один миллион машин в год? Сейчас нужно пойти другим путем. Для начала заставить китайские компании собирать машины в России из китайских комплектующих, но с созданием максимально возможной добавленной стоимости. Таким образом, исключив сборку DKD, то есть сборку автомобиля, собранного в Китае, затем — разобранного и пришедшего на наш завод в ящике, мы получим загруженные производства с большим количеством рабочих мест. А на те машины, которые будут продолжать импортировать, можно ввести суперутильсбор. В результате мы добьемся, что у нас заработают заводы. Освобождение машин, собираемых в России, пусть и из китайских деталей, но мелкоузловой сборкой со штамповкой и сваркой кузова, от утильсбора позволит и цены снизить, и выйти на объем рынка в три миллиона. Именно такой объем мы считаем для нашего рынка естественным — и он не предел! И только после того, как рынок выйдет на такие объемы, уже можно будет сформировать условия для поставщиков компонентов. А когда у нас едва-едва продается миллион машин, ни о каком массовом выпуске комплектующих и речи быть не может.
С. А.: Ну что ж, это созвучно тем соображениям, с которыми время от времени выходит к читателям редакция Дрома, надеемся, что вам удастся донести их до Минпромторга.
А. П.: Какой там! В этом году ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» позвали в Минпромторг лишь однажды. Такое ощущение, что позвали из вежливости, дали нам выговориться, на том дело и кончилось…