1 марта во второй половине дня на американском медиа-сайте компании Ford появился релиз о приостановке работы завода в Татарстане, где выпускают фургоны Ford Transit. Для начала приведем небольшой текст официального сообщения. «Являясь частью мирового сообщества, компания Ford глубоко обеспокоена событиями на Украине и связанными с этим угрозами миру и стабильности. Эта ситуация заставила нас пересмотреть текущую схему работы на российском рынке. В последние годы Ford значительно сократил производственные процессы в России, которые после модернизации бизнеса были сосредоточены исключительно на производстве коммерческих фургонов на мощностях совместного предприятия с Sollers и дальнейшей их продажи. Учитывая ситуацию на Украине, сегодня мы проинформировали наших партнеров по совместному предприятию, что приостанавливаем нашу деятельность в России немедленно, до дальнейшего уведомления».
По состоянию на 2 марта 2022 года, структура учредительного капитала ООО «Форд Соллерс» такова: ООО «Форд Соллерс Холдинг» принадлежит доля 99,99%, оставшиеся 0,01% — зарегистрированной в Нидерландах «Форд Соллерс Нидерланды Б.В.». При этом самим ООО «Форд Соллерс Холдинг» полностью владеет «Частная компания с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Нидерланды" Б.В.», базирующаяся, как ясно из названия, опять же в Нидерландах. Генеральным директором елабужского ООО «Форд Соллерс» числится Адиль Ширинов, попутно занимающий должность гендиректора Ульяновского автомобильного завода, а до недавнего времени бывший еще и руководителем ООО «Аурус», которое базируется там же, в Татарстане.
В 2002 году Ford был первым, кто открыл в России свой автосборочный завод без привлечения местных партнеров — в цехе бывшего филиала «Русский дизель» началась отверточная сборка модели Focus первого поколения. Под Focus второй генерации компания выстроила уже полноценное предприятие и начала изготавливать машины по полному циклу, то есть со сваркой и окраской кузовов. При этом одно время «второй Фокус» входил в тройку самых популярных автомобилей российского рынка. Позже на этом же заводе начали собирать среднеразмерную легковушку Mondeo, кроме того, широкую номенклатуру моделей Ford (среди прочих — большой кроссовер Explorer) изготавливали в Елабуге — как раз на совместном предприятии, деятельность в котором Ford приостановил с 1 марта.
После резкого падения рубля в конце 2014 года, которое совпало с нисходящим потребительским трендом на легковые хетчбэки и седаны, дела Ford в России пошли под гору. Вместе с тем и европейский потребитель все реже обращал внимание на продукцию Ford, хотя у компании в Европе почти столетние традиции. Дело в том, что не оправдала себя принятая несколькими годами ранее стратегия One Ford, которая подразумевала минимальные различия в машинах для ключевых мировых рынков. Короче говоря, в 2019 году завод во Всеволожске был остановлен, а в конце 2021-го продан Sungwoo Hitech, поставщику комплектующих для Hyundai/Kia. При этом после вывода из России легковой модельной линейки было решено оставить коммерческую, базирующуюся на Ford Transit. По собственным данным редакции Дрома, это произошло по просьбе высокопоставленных чиновников из Минпромторга (некоторые наши собеседники прямо называли министра Дениса Мантурова). Дело в том, что к тому времени Sollers уже был «назначен» производственным партнером проекта по выпуску Aurus и только в Елабуге имелись катафорезные ванны большого размера, подходящего под кузов лимузина.
ОБНОВЛЕНИЕ 2 марта 13:00 МСК: Совместное предприятие Sollers Ford сообщило, что отправит в простой свой завод в Елабуге начиная с 3 марта. «Руководство Соллерс Форд предпримет все установленные законом действия, чтобы обеспечить социальные обязательства перед коллективом в период вынужденного простоя и обеспечить возобновление работы предприятия в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor», — отмечается в сообщении компании.