Несколько лет назад мы купили редакционный VW Tiguan у дилера «Авторусь», и с тех пор наш уполномоченный по таким операциям сотрудник получает несметное количество сообщений от «Авторуси» на свой телефон. Естественно, все они рекламные, однако одно из них — сегодняшнее, то есть от 24 ноября, — привлекло наше внимание: «”Москвич Измайлово” закрывается 30 ноября 2023 года. Распродаем авто по ценам НИЖЕ завода-производителя. Приходите, чтобы купить комфортный кроссовер действительно ВЫГОДНО». Ну и в конце — адрес и телефон. Поначалу мы подумали, что это такая «горячая завлекалка», однако быстро выяснили, что информацию об измайловском шоуруме уже убрали с российского потребительского сайта «Москвича»! Более того, дилерский сайт «Авторуси» по продаже Москвичей уже недоступен.
В этом году мы посещали шоурум «Авторусь» на шоссе Энтузиастов несколько раз. В середине февраля над входом еще красовалась большая эмблема «Фольксвагена», но перед входом уже стояли новенькие Москвичи 3. 1 марта появилась фирменная надпись «Москвич». Висит она и по сегодня (мы специально ездили посмотреть), вот только рядом — еще больших размеров — новая надпись Changan Auto с эмблемой китайской марки. Перед зданием разместились несколько тестовых Чанганов, а в самом помещении все-таки обнаружились три Москвича. Кстати, цены на них не ниже заводских: за кроссовер с вариатором просят те же 2 285 000 рублей, что и на сайте марки, а за электрический — 3 998 000 рублей, то есть даже больше, ибо официальная цена сейчас — 3 950 000 рублей. Само собой, по государственной программе поддержки автокредитования имеется скидка в размере 925 000 рублей, однако, как передают «с мест», на этот год зарезервированные для господдержки в бюджете деньги иссякли…
Нам удалось оперативно получить комментарий у пресс-службы «Москвича»: «Решение о прекращении сотрудничества принято совместно с дилером. Мы благодарим “Авторусь” за совместную работу». Собственно, «Авторусь» лишилась не только возможности продавать, но и обслуживать машины московского завода. У самого дилера быстро получить комментарий не получилось — контактов пресс-службы (если таковая и имеется) на сайте мы не обнаружили, а оператор на общем телефоне (кстати, дозвонились мы почти мгновенно) сообщила, что не располагает информацией о пресс-службе.
По какой причине разошелся «Москвич» со своим дилером, пока неясно. В то же время причина эта совершенно точно кроется не в недостатке машин: завод собирает их с куда большей скоростью, чем распродает. Официальные лица «Москвича» говорят о досрочном выполнении производственного плана по 2023 году в 27 000 автомобилей, притом что реально продано в несколько раз меньше.
Как сказал нам на тест-драйве Москвича 6 коммерческий директор «Москвича» Александр Мигаль, завод действительно некоторое время испытывал трудности с реализацией, однако, по его данным, в октябре продажи пошли в рост, и конец года он ожидает рекордным. В нашей заметке по итогам третьего квартала мы отмечали, что в июле продажи Москвичей (читай — постановки на учет) были больше, чем в августе, а в августе — больше, чем в сентябре: 1718 шт., 1334 шт., 1232 шт. соответственно. То есть продажи по кварталу от месяца к месяцу падали. При этом пресс-служба завода сообщила ресурсу «Автостат», что в октябре было отгружено чуть менее 1,6 тысячи машин, а на учет встало «более 1200 машин». О чем говорят эти цифры? Опять же о том, что отгрузки по-прежнему сильно опережают продажи, то есть налицо перепроизводство Москвичей. Не получится ли так, что, когда мы получим данные постановок на учет за четвертый квартал, окажется, что октябрь стал худшим месяцем из последних четырех (с июля)?
А почему бы нам не спрогнозировать результат «Москвича» по 2023 году? В первые три квартала на учет встали 7559 машин. Стало быть, с учетом всех возможных благоприятных обстоятельств в четвертом квартале сбыт может составить 4500-5000 автомобилей. Максимум, который мы даем с учетом постоянного расширения дилерской сети, — семь тысяч за четвертый квартал. Итого получим 12-13 «обязательных» тысяч по году и 15 тысяч «рекордных».
Кстати говоря, теоретически «Москвич» мог бы уже сейчас добавить в линейку четвертую модель — Москвич 5. На тест-драйве «шестерки» Александр Мигаль говорил, что Москвич 5 отдали на получение ОТТС, при этом уже 20 ноября в базе Росстандарта появилось Заключение по оценке типа ТС, получаемое по еще действующей упрощенной схеме. Таким образом, если вдруг до Нового года завод сможет начать насыщать дилерскую сеть еще одной моделью, это резко улучшит результат по году. Пожелаем московскому заводу «Москвич» успехов!
ОБНОВЛЕНИЕ. Пресс-служба «Москвича» официально сообщила редакции Дрома, что, несмотря на наличие ЗОТТС, Москвич 5 в этом году в продажу не поступит.