Русская Лада Нива вернется на международный ралли-марафон «Дакар» в 2022 году. Правда, АвтоВАЗ к этой инициативе отношения не имеет — Ниву использует частный экипаж в новой категории Dakar Classic, впервые введенной в 2021-м. В ней участвуют автомобили, выходившие на старт «Дакара» и других крупных ралли-рейдов до 2000 года.
Заявку на участие в предстоящем ралли-марафоне, который пройдет с 2 по 14 января 2022-го, подали швейцарские энтузиасты Марио Якобер (Mario Jacober) и Сладан Мильич (Sladjan Miljic) в составе коллектива Racing Lada.
В качестве базы для постройки болида парни используют трехдверный ВАЗ-2121 1984 года выпуска (то есть еще с горизонтальными задними фонарями). Подходящий автомобиль-«донор» Якобер и Мильич нашли в Новосибирске, там же его сейчас переделывают в ралли-болид. Машину полностью разобрали, кузов восстановили, шасси усилили в соответствии со спецификациями первых Нив, участвовавших в гонке «Париж — Дакар».
«Мы два страстных поклонника автомобилей из Швейцарии, которые хотят отдать дань былой славе Lada Niva на «Дакаре», эпохе ее большого успеха в 80-х годах прошлого столетия. В свободное время мы восстанавливаем классические спортивные машины и организуем ралли и другие эксклюзивные автомобильные мероприятия. Наше видение — стать первой гоночной командой Lada Niva за последние 35 лет», — рассказал Якобер Telegram-каналу Cross-Country Rally.
Сейчас сборка автомобиля находится в завершающей стадии, после чего его перевезут в Швейцарию, где будут проведены тщательные тесты и настройка.
Заметим, Нивы участвовали в самом первом ралли-марафоне «Дакар», проведенном в 1979 году. До финиша они добрались, хоть и без призовых мест. Примечательно, что сама идея участия в гонке принадлежала вовсе не ВАЗу: автомобиль привез на главный марафон планеты Жак Пош (его команда носила название Lada Poch), который был дистрибьютором АвтоВАЗа во Франции. Первые Нивы для «Дакара» отличались от серийных лишь установленным каркасом безопасности и увеличенным топливным баком.
В 1981 году Жак Пош участвовал в «Дакаре» на Нивах с более серьезными доработками — были установлен форсированный до 110 л.с. мотор и усиленная трансмиссия. Француз лидировал существенную часть гонки, однако успеху помешал пробитый радиатор. Но даже с учетом поломки и потраченного на ее устранение времени экипаж стал третьим.
Нивы с переменным успехом участвовали в «Дакарах» до 1987 года.
На «Ралли Фараонов» 1983 года Нивы, стараниями Поша метаморфировавшие в серьезные болиды с моторами мощностью 240-290 л.с., заняли весь пьедестал. Машинами управляли французские спортсмены.
В середине 90-х Нива принимала участие в супермарафоне Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин. Один из экземпляров с пробегом 200 тысяч километров выставлен в заводском музее АвтоВАЗа.