В конце прошлого года Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2026–2028 годы. Само собой, нас интересуют цифры по утилизационному сбору, который правительство намерено собрать с покупателей автотранспорта и спецтехники, а равно оценка этих цифр Счётной палатой РФ. Напомним, что утильсбор платят как импортёры, так и российские заводы. В последнем случае правительство компенсирует часть «утиля» в зависимости от уровня локализации отдельно взятой модификации машины относительно целевого уровня, установленного на текущий год. Утиль за импортный автомобиль полностью оплачивает конечный покупатель. На сегодняшний день Автоваз получает полную компенсацию утильсбора за все модели, однако, как мы писали ещё в декабре, некоторым версиям Искры в следующем году уже не хватит баллов, и часть утиля ляжет на плечи её покупателей.
Обратимся к цифрам. Возросший утильсбор наряду с увеличенным НДС, налогом на прибыль и ввозными пошлинами станет одним из ключевых источников для наполнения бюджета. Конкретно в 2026 году государство намерено получить за счёт утильсбора 1 647 521 800 000 (1,647 триллиона) рублей. Логично спросить, неужели нефтегазовые доходы ниже? Нет, нефть и газ должны дать в бюджет 2026 года 8,9 триллиона. Однако эта цифра сформирована, исходя из уже не существующих объёмов поставки (Индия и Китай сокращают закупки) и, самое главное, исходя из уже несуществующих цен, ибо российская нефть расходится сейчас с большими скидками. Кроме того, нефтегазовые доходы будут ниже из-за укрепившегося рубля: в бюджете заложены 92,2 рубля за доллар, но сейчас курс по Центробанку – уже менее 80 рублей за доллар. Таким образом наше правительство просто-напросто не сведёт концы с концами без успешного сбора «утиля», который, напомним, в очередной раз увеличился 1 января 2026 года.
В анализе Счётной палаты, куда закон о бюджете поступил ещё на стадии проекта осенью, отмечены следующие позиции. Во-первых, прогноз поступлений от утильсбора был «представлен без разбивки по видам колесных транспортных средств и самоходных машин, базовых ставок и коэффициентов». То есть по сути, упомянутые 1,647 триллиона попросту были взяты с потолка. Во-вторых, эксперты Счётной палаты обнаружили несоответствие прогноза поступлений от утильсбра в проекте бюджета тем прогнозным данным, которые сформировали в Государственной системе «Электронный бюджет» главные администраторы сбора «утиля» – Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ: цифра в бюджете оказалась ниже примерно на 53 миллиарда рублей. В-третьих, эксперты Счётной палаты отметили, что при расчёте прогноза поступления от утильсбора «прогнозируемое количество автомобилей, импортируемых физическими лицами» было завышено. В отношении этого третьего пункта эксперты Счётной палаты выявили риски недопоступления доходов от ввоза машин (как по линии утильсбора, так и по линии пошлин и прочих налогов) в объёме 14,1 млрд рублей в 2026 году.
Между тем, нам оценка Счётной палаты представляется чрезвычайно оптимистичной. Дело в том, что ещё в I квартале 2025 года реальные доходы от утильсбора упали на треть относительно плановых. С тех пор импорт автомобилей продолжал сокращаться, а большое количество китайских брендов начали выпуск на российских производственных площадках. И хотя в большинстве случаев речь идёт об отвёрточной сборке, наличие баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, начисленных за подготовку производства этих и будущих моделей, позволяют получать компенсацию увесистой части утиля.
Таким образом, мы видим, что каскадное повышение утилизационного сбора привело к сокращению поступлений от уплаты «утиля» не только за счёт ввоза автомобилей, но и за счёт локализации китайских машин, зачастую – мнимой. В общем, нет сомнений, что наполнить бюджет в 2026 году за счёт утилизационного сбора не получится. Напомним, что по предварительным данным Центра макроэкономического анализа, опубликованных перед Новым годом, в 2025 году бюджет уже недополучил около 900 миллиардов рублей от утильсбора именно по причине его постоянного повышения.