Расположенный в Миассе автозавод «Урал» больше не входит в состав «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски — теперь он принадлежит «Объединенной машиностроительной группе» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева. Сделка по приобретению «Урала» была закрыта в конце февраля, пишет «Интерфакс». ОМГ также получила долю в Ярославском моторном заводе. Кроме того, холдингу отошел другой бывший газовский актив — СП «РМ-Терекс» (выпускает экскаваторы и спецтехнику).
Таким образом, ОМГ стала владельцем 100% производителя грузовиков АО «Автомобильный завод «Урал» и ООО «РМ-Терекс», а также 47,2% ПАО «Ярославский моторный завод» (примерно такой же пакет остается у ГАЗа).
«Группа ГАЗ» сконцентрируется на сегменте коммерческих автомобилей и автобусов.
«Для меня это интересный инвестиционный и управленческий проект. На предприятиях сохранятся те наработки в производственных технологиях, развитии модельного ряда и расширении товаропроводящей сети, которые были сделаны в «Группе ГАЗ», а также будут созданы новые возможности для роста в сегменте спецтехники, которая производится на базе уральских машин и площадок по выпуску дорожно-строительной техники», — цитирует Стрежнева «Интерфакс».
Сумма сделки не раскрывается.
Стрежнева называют близким к Дерипаске бизнесменом. Они вместе учились на физфаке МГУ, позднее, в начале нулевых, Стрежнев был наемным работником Дерипаски — возглавлял холдинг «Руспромавто», который впоследствии был преобразован в «Группу ГАЗ». О том, что Стрежнев обсуждает с ГАЗом покупку бизнеса дорожно-строительной и спецтехники, стало известно в конце 2018-го.
«Группа ГАЗ» в апреле 2018 года подпала под американские санкции вместе со своим владельцем Олегом Дерипаской. Ограничения пока не вступили в полную силу: OFAC (Office of Foreign Assets Control, подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций) периодически отодвигает дедлайн, чтобы дать время для завершения переговоров о выводе ГАЗа из-под санкций. Две другие крупнейшие компании Дерипаски — En+ Group и «РусАл» — были исключены из SDN List после того, как бизнесмен отказался от контроля в них.
До истечения очередного дедлайна OFAC по ГАЗу остается месяц (он заканчивается 31 марта 2020 года).
Производственные цепочки автозавода «Урал» тесно завязаны на ГАЗ — он получает с него значительную часть комплектующих: например, часть литых деталей и кабины семейства Next (для новых капотных грузовиков). Зачем ГАЗу было «отрезать» от себя «Урал», не совсем ясно — возможно, это тоже делается для вывода холдинга из-под американских санкций, поскольку Миасский автозавод является крупным поставщиком Российской армии. США стремятся обложить санкциями все крупные оборонные предприятия России.
Между тем в конце февраля рабочие автозавода «Урал» выходили на массовый пикет против сокращений на предприятии, об этом написала газета «Правда УрФО».