Проект адаптации бензинового двигателя НАМИ-4123 под сверхмалые самолеты переходит на новый этап. Напомним, что мотор -4123 используется на автомобилях Aurus (проект «Кортеж»). Работы по его самолетному варианту продолжит проводить Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ).
Авиационной версии двигателя присвоили наименование АПД-500 (авиационный поршневой двигатель). Под продолжение темы Минпромторг РФ запустил Научно-исследовательские работы «Адаптация-2020».
В рамках «Адаптации-2020» планируется провести стендовые испытания экспериментального образца двигателя-демонстратора в термобарокамере ЦИАМ с имитацией ожидаемых условий эксплуатации: температуры окружающего воздуха от -40 до +50°С, высот до 4000 метров и набегающего потока, соответствующего скорости полета 200-250 км/ч, рассказал генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.
Затем планируется изготовление авиационной версии двигателя с учетом результатов наземных испытаний, а также макетирование образца двигателя на экспериментальном летательном аппарате.
Поршневые двигатели используются и на учебно-тренировочных самолетах, и на обычных рабочих машинах. В настоящий момент из-за отсутствия отечественных аналогов АПД сохраняется импортозависимость, конвертация под самолеты двигателя НАМИ-4123 позволит избавиться от этой зависимости в короткие сроки (3-5 лет).
«Удачным примером в этой области могут служить работы немецкой фирмы «Тиллерт» по адаптации линейки двигателей от автомобилей Мерседес в классах мощности 170 л.с. и 250 л.с. для 2- и 4-местных самолетов с последующей их сертификацией по авиационным нормам. В России такой вариант адаптации возможен на базе разрабатываемых ФГУП НАМИ бензиновых поршневых двигателей мощностью до 600 л.с. в рамках проекта «Единая модульная платформа». К настоящему времени были продемонстрированы пути создания на базе современного автомобильного двигателя проекта «ЕМП» авиационной версии двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с. и показана его работоспособность и достижимость необходимых параметров наземными испытаниями», — заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«В дальнейшем, по предварительным оценкам, на базе таких двигателей возможно создание типоразмерного ряда АПД в классе мощности от 220 до 500 л.с.», — подчеркнул глава Минпромторга России.
В перспективе двигатель АПД-500 планируют использовать для новых малых самолетов: 9-местного с двухдвигательной схемой и 6-местного — с однодвигательной.
В декабре 2019 года ЦИАМ сообщил о завершении первого этапа работ над АПД-500. Институт отмечал, что сложной задачей в проекте была адаптация под авиационные правила систем топливопитания, зажигания, электронного блока управления мотором. Часть навесного оборудования пришлось перекомпоновать. Главной же сложностью стало получение требуемых характеристик, поскольку на «авиационных» режимах автомобильный двигатель практически никогда не работает.
Характеристики АПД-500 не раскрываются, исходный автомобильный мотор НАМИ-4123 имеет конфигурацию V8, его рабочий объем составляет 4,4 л, он оснащен двойным турбонаддувом, развивает 600 л.с. мощности и 880 Нм крутящего момента. ЕМП-4123 в связке с электромашиной СЭГЗ и 9-ступенчатым «автоматом» КАТЕ является базовым для автомобилей Aurus всех моделей. Мотор разрабатывался в тесном сотрудничестве с Porsche Engineering.
Отметим, что в России не впервые адаптируют автомобильный мотор под авиацию. Например, на учебно-тренировочных самолетах Як-152, планируемых к выпуску на Иркутском авиазаводе, используется 12-цилиндровый турбодизель RED A03T, изначально созданный как автомобильный. Немецкая фирма RED, которая разработала и выпускает этот мотор, принадлежит Владимиру Райхлину — выходцу из России.
В августе 2019 года был представлен вертолет Ансат-Аурус с двигателем Pratt & Whitney; с проектом авиамотора АПД-500 он не пересекается.