Расположенный в Москве Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) завершил адаптацию бензинового мотора НАМИ-4123 от автомобилей Aurus под сверхлегкие самолеты. Проект реализовывали под шифром НИР «Адаптация», это заняло чуть более года.
Авиационная версия двигателя получила собственный индекс АПД-500 (авиационный поршневой двигатель). Агрегат успешно прошел испытания в составе силовой установки с воздушным винтом. Тесты проводились на винтовом стенде ООО «ОКБМ» в Воронеже при участии специалистов ЦИАМа, НАМИ и ОКБМ.
«В ходе испытаний получены характеристики двигателя в диапазоне от земного малого газа до взлетного режима, проверены его запуски и приемистость. Результаты работы подтвердили заявленные в техническом задании удельные характеристики по литровой мощности, расходу топлива и весу двигателя», — говорится в сообщении ЦИАМа.
Наиболее трудоемкой задачей в проекте стала адаптация под авиационные правила систем топливопитания, зажигания, электронного блока управления мотором. Часть навесного оборудования пришлось перекомпоновать. Главной же сложностью стало получение требуемых характеристик, поскольку на «авиационных» режимах автомобильный двигатель практически никогда не работает.
«Институт показал возможность адаптации современного автомобильного двигателя в авиационную версию», — говорит руководитель НИР «Адаптация» Лев Финкельберг.
Работа по проекту еще не завершена. В ближайшее время стартует второй этап, в рамках которого работоспособность АДП-500 проверят в термобарокамере, имитирующей ожидаемые условия эксплуатации.
В перспективе двигатель АПД-500 планируют использовать для новых малых самолетов: 9-местного с двухдвигательной схемой и 6-местного — с однодвигательной.
Характеристики АПД-500 не раскрываются, исходный автомобильный мотор НАМИ-4123 имеет конфигурацию V8, его рабочий объем составляет 4,4 л, он оснащен двойным турбонаддувом, развивает 600 л.с. мощности и 880 Нм крутящего момента. ЕМП-4123 в связке с электромашиной СЭГЗ и 9-ступенчатым «автоматом» КАТЕ является базовым для автомобилей Aurus всех моделей. Мотор разрабатывался в тесном сотрудничестве с Porsche Engineering.
Отметим, что в России не впервые адаптируют автомобильный мотор под авиацию. Например, на учебно-тренировочных самолетах Як-152, планируемых к выпуску на Иркутском авиазаводе, используется 12-цилиндровый турбодизель RED A03T, изначально созданный как автомобильный. Немецкая фирма RED, которая разработала и выпускает этот мотор, принадлежит Владимиру Райхлину — выходцу из России.
В августе 2019 года был представлен вертолет Ансат-Аурус с двигателем Pratt & Whitney; с проектом авиамотора АПД-500 он не пересекается.