Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от главы Национальной академии наук (НАН) страны Владимира Гусакова активизировать разработку электрических автомобилей, поскольку со скорым вводом в эксплуатацию атомной электростанции в республике «будет колоссальный профицит электрической энергии». Совещание с учеными белорусский лидер провел 25 января, сообщает агентство «БелТА».
По словам Лукашенко, избыток электроэнергии после запуска первой в стране АЭС будет настолько большим, что он позволит покрыть любые внутренние потребности, именно поэтому в стране нужно разработать и запустить в производство электрические легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и трактора. Также Лукашенко отметил, что обязательно нужно выпустить инновационные белорусские батареи.
На его слова отреагировал глава НАН Владимир Гусаков, который сообщил, что белорусские ученые уже работают над целой линейкой электротранспорта. Разработаны прототипы минивэна, грузовика, а также машины для коммунальных служб. Что касается аккумулятора белорусской разработки, то он создан на основе графена и тестируется в составе электромобиля. Выбор в сторону графена обосновывается его развитым производством в Белоруссии, в то время как сырьевая база лития располагается в Китае.
Выслушав доклад Гусакова, Лукашенко заявил, что ученым не стоит «изобретать велосипед», а надо равняться на Теслу, применяя используемые в этом электрокаре технологии для создания массового, доступного автомобиля.
«Я же вам Теслу пригнал и поставил рядом с вашим образцом. Я понимаю, что это был такой "сырой" образец. Я не думаю, что вы "белорусскую Теслу" изобретете, но должно быть близко к этому», — обратился президент Белоруссии к главе НАН.
Гусаков ответил, что ученым уже удалось вдвое улучшить характеристики белорусского электромобиля. Напомним, первый образец электрокара был построен в 2017 году на базе китайского седана Geely SC7, машина была оснащена мотором мощностью 60 кВт и имела запас хода на одной зарядке 120 км. Новая версия белорусского электромобиля, по словам Гусакова, может проехать на одной зарядке 250 км, при этом ведется работа по доведению запаса хода до 500 км. Экспериментальное производство электротранспорта на мощностях НАН будет организовано в конце 2019 года.
Отметим, что публичной презентации модернизированного электромобиля еще не проводилось, хотя его обещали показать в конце прошлого года.
В ноябре сообщалось, что «национальный белорусский электромобиль» планируют выпускать мелкосерийно, его розничная цена составит $15-16 тысяч.
Добавим, что Белорусскую АЭС строит российская госкорпорация «Росатом». Возведение атомной электростанции ведется с 2011 года, стоимость проекта оценивается в $11 млрд. АЭС располагается на северо-западе страны, первая очередь станции будет запущена в 2019 году, вторая — в 2020 году.