Рассчитанный до 2029 года специальный инвестиционный контракт (СПИК) «АвтоВАЗа» помимо прочего предполагает организацию производства бесступенчатой коробки передач и нового двигателя. Об этом рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Контракт [с “АвтоВАЗом”] направлен на достижение целей, определенных новой Стратегией развития автомобильной промышленности, которая была одобрена Правительством в прошлом году. Предполагается не только локализация глобальных автомобильных платформ, но и производство двигателя, включая газомоторный вариант, а также производство бесступенчатой коробки передач. Кроме того, инвесторы приняли на себя обязательства по внедрению облачной электронной технологии и локализации систем управления автомобилем», — цитирует Мантурова пресс-служба Минпромторга.
Слова министра о бесступенчатой коробке передач — первое официальное подтверждение того, что а) Лады будут оснащать вариатором, б) вариатор будут не импортировать, а производить в России.
Слухи о том, что на Ладах начнут предлагать CVT, ходят уже около года. Но до сих пор представители «АвтоВАЗа» старались не комментировать эту информацию, обходясь обтекаемыми формулировками в духе «мы рассматриваем различные варианты, в т. ч. и вариатор».
По информации Дрома, на автомобили семейств XRAY и Vesta планируют ставить ниссановский агрегат Jatco JF015E. Причем он будет сочетаться только с 1,6-литровым двигателем Nissan HR16, производство которого на «АвтоВАЗе» ведется с 2015 года. По предварительным данным, XRAY с мотором Nissan и вариатором появится в продаже в середине 2019 года, а аналогичная Веста выйдет на полгода позже. Модификации с вариатором не вытеснят из гаммы версии с вазовским мотором и «роботом», они будут предлагаться как более дорогая альтернатива.
Что касается нового двигателя, о котором говорит Мантуров, то здесь остается только гадать. Скорее всего, речь идет о каком-нибудь из моторов Renault–Nissan–Mitsubishi, поскольку маловероятно, что «АвтоВАЗ» продолжит развивать свои собственные компетенции в этом направлении. О том, что в гамме нового мотора будет изначально заложена газовая модификация, министр упоминает не случайно — напомним, что федеральное правительство совместно с «Газпромом» с 2013 года ведет курс на популяризацию сжатого природного газа (метана) в качестве автомобильного топлива. Сейчас у Lada только одна модель «умеет» потреблять метан — это мелкосерийная Lada Vesta CNG.
Специальный инвестиционный контракт «АвтоВАЗа» с Минпромторгом России был заключен в конце декабря 2018 года. СПИК предоставляет налоговые льготы и гарантии неухудшения условий бизнеса в обмен на инвестиции. В документе «АвтоВАЗ» представляет не только свои интересы, но и интересы альянса Renault–Nissan–Mitsubishi, в который входит. СПИК распространится на заводы «АвтоВАЗа» в Тольятти и Ижевске, предприятия Renault в Москве, Nissan в Санкт-Петербурге, а также площадку Mitsubishi Motors в Калуге (СП с PSA Peugeot–Citroen).
Инвестконтракт рассчитан на 10 лет, гарантированная сумма инвестиций по нему составляет 70 млрд рублей. При этом предполагается, что при благоприятной рыночной конъюнктуре реальный объем инвестиций достигнет 200 млрд рублей.