Еще не показанный публике «национальный белорусский электромобиль» сравнят с американской Tesla Model S, причем сделает это лично президент Беларуси Александр Лукашенко.
О своем намерении он заявил во время общения с научными работниками 23 января 2020 года. На встрече глава Национальной академии наук страны (НАН) Владимир Гусаков предложил Лукашенко посетить штаб-квартиру академии и посмотреть на плоды ее деятельности: «Готовы показать и электротранспорт, и другие разработки. Все поручения на контроле». Именно НАН по поручению Лукашенко уже несколько лет разрабатывает целую линейку электротранспорта, ядром которого должен стать легковой пассажирский электромобиль.
«Хорошо, я приеду на Тесле, поставлю рядом, — ответил Лукашенко. — Обязательно приеду для такого открытого, как сегодня, разговора, потому что понимаю, что мы просто наших ученых не ориентируем».
В личном гараже президента Беларуси уже несколько лет есть Tesla Model S P100D черного цвета. Впервые он показался за рулем американского электромобиля в сентябре 2017 года.
Из слов Лукашенко следует: от ученых он ждет, чтобы белорусский электромобиль был не хуже Теслы.
В начале сентября 2019 года на встрече со старшеклассниками в одной из минских школ Лукашенко рассказал, что Теслу ему подарил лично глава американской компании Илон Маск.
Впоследствии один из пользователей Twitter решил уточнить у главы Tesla, дарил ли он президенту Беларуси автомобиль. Маск ответил отрицательно.
В НАН Беларуси ведутся разработки национальных электромобилей. В перспективе планируется выпуск пяти моделей, в том числе минивэна, седана, коммунальных машин и электробусов. Экспериментальные электродвигатели для легковых автомобилей по разработкам ученых изготовил крупнейший в СНГ производитель лифтов ОАО «Могилевлифтмаш».
Напомним, первый образец электрокара был построен в 2017 году на базе китайского седана Geely SC7, машина была оснащена мотором мощностью 60 кВт и имела запас хода на одной зарядке 120 км. Позже Гусаков заявил, что серийная версия белорусского электромобиля сможет проезжать на одной зарядке 250-500 км.
В ноябре 2018 года сообщалось, что «национальный белорусский электромобиль» планируют выпускать мелкосерийно, его розничная цена составит $15-16 тысяч. Демонстрационный образец машины изначально хотели показать в конце 2018 года, затем срок перенесли на конец 2019 года, однако и этот дедлайн оказался просрочен. Теперь говорят о феврале-марте 2020 года.
Работы над электромобилями в Беларуси связаны с проектом первой в стране атомной электростанции, которую строит российская госкорпорация «Росатом». С вводом в эксплуатацию БелАЭС в стране прогнозируется избыток электроэнергии, который не сможет исчерпать даже ее экспорт в страны Евросоюза. Возведение атомной электростанции ведется с 2011 года, стоимость проекта оценивается в $11 млрд. АЭС располагается на северо-западе страны, первая очередь станции должна быть запущена в конце января — начале февраля 2020 года.