Mazda Motor вернет в производственную программу роторно-поршневой двигатель Ванкеля (РПД). Официально объявлено, что первый новый автомобиль с РПД представят 13 января на мотор-шоу в Брюсселе.
Первым новый РПД получит компактный кроссовер Mazda MX-30. Двигатель задействуют в составе гибридной установки последовательного типа. В таких системах ДВС не имеет связи с колесами, а применяется, чтобы через генератор заряжать тяговые батареи, которые питают электромотор.
Обычные поршневые двигатели производят энергию в результате сгорания топлива в цилиндрах и возвратно-поступательного движения поршней. РПД устроены иначе — в них трехгранный ротор вращается внутри цилиндра и отсекает переменные объемы камер с помощью трех радиальных уплотнений. Эта концепция позволяет отказаться от специального газораспределительного механизма.
Напомним, Mazda MX-30 производится с 2020 года. Модель построена на базе компактного CX-30. В настоящее время предлагается с установкой типа мягкий гибрид, с 2,0-литровым бензиновым агрегатом (145 л.с.) и 24-вольтовым стартер-генератором или в модификации «чистый электромобиль» (мощность мотора — 145 л.с., емкость батареи — 35 кВт*ч, запас хода — 200-250 км).
Mazda — один из немногих автопроизводителей, выпускавших машины с РПД, и единственный, предлагавший такую конструкцию в XXI веке.
Первый автомобиль с РПД Mazda выпустила в 1967 году. Это было купе Mazda Cosmo, оснащавшееся двухроторным двигателем рабочим объемом 1,0 л, производимым Mazda по лицензии немецкой компании NSU. Mazda работала над совершенствованием конструкции РПД на протяжении полувека, что отражено в развитии линейки Cosmo, предлагавшейся вплоть до конца 1980-х годов, и ее преемницы — линейки RX. Последней моделью с РПД стало купе RX-8, выпуск которого прекратился в 2012-м. Преимущества РПД перед обычными поршневыми двигателями — низкий уровень вибраций, высокая удельная мощность, малый вес, небольшие габариты, меньшее количество деталей. Недостатки — более быстрый износ трущихся элементов и уплотнителей, склонность к перегреву, повышенный расход топлива на низких оборотах, низкая ремонтопригодность.