Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила заявку Hyundai Motor на покупку остановленного завод General Motors в Шушарах (Санкт-Петербург), об этом говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Сделка будет осуществляться через дочернюю фирму корейцев ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР); напомним, она является оператором собственного завода Hyundai в Сестрорецке.
Hyundai подала ходатайство в ФАС на покупку доли в 94,83% завода GM неделю назад. Проверка будущей сделки в ФАС — формальная процедура, цель которой — выяснить, нет ли нарушения антимонопольного законодательства со стороны Hyundai в приобретении столь крупных дополнительных мощностей.
Завод в Шушарах выпустил последнюю продукцию в середине 2015-го, его закрыли в связи с решением GM убрать с российского рынка массовые легковые модели — принято оно было из-за «крымского кризиса» и снижения покупательной способности потребителей.
Предприятие построено в чистом поле в 2008 году, объем инвестиций в проект составил $300 млн. В 2015-м оно производило Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вело крупноузловую сборку Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Captiva и нескольких моделей Cadillac. Мощности предприятия позволяли выпускать 98 тысяч машин в год.
У Hyundai Motor в России действует свой крупный автозавод полного цикла, расположенный в 60 км от Шушар — в Сестрорецке. Он производит бюджетные седаны Hyundai Solaris и кроссоверы Creta, а также семейство Kia Rio (седан и кросс-хэтчбек). В 2019 году Hyundai выпустил на этом предприятии 245 000 машин, план на 2020-й — 230 000. Выпуск более дорогих моделей для РФ, а также грузовиков Hyundai Motor традиционно заказывает у калининградского автосборщика «Автотор».
В 2021-м локализация производства Hyundai в России значительно возрастет — компания строит огромный моторный завод в Сестрорецке. На нем будут собирать 1,6-литровые агрегаты Gamma для Solaris, Creta и Rio. По собственной информации Дрома, на этом предприятии также станут собирать и 2,0-литровые моторы, но они в производство пойдут позже — в 2022-2023 годах. Мощность моторного завода составит 233 тысячи на первых порах и к 2022-2023-му возрастет до 330 тысяч моторов в год.
С покупкой завода GM собственные автосборочные мощности Hyundai в России возрастут до 350 тысяч машин в год, что укрепит его позицию в качестве второго игрока, после АвтоВАЗа, на российском авторынке.
GM еще в 2018-м принял очередную программу собственной реструктуризации, одним из ключевых пунктов которой являлась продажа нерентабельных и остановленных заводов. В конце того же 2018-го американцы продали свою долю в заводе GM Uzbekistan партнеру — «Узавтосаноат». GM Uzbekistan традиционно поставлял большую часть продукции в Россию, но в 2018-м у него начались серьезные финансовые трудности из-за проблем в сбытовой сети в РФ. В конце 2019 года GM отказался и от участия в СП с АвтоВАЗом, на котором выпускалась Шевроле Нива. 50-процентная доля в СП была продана АвтоВАЗу за очень небольшую сумму — 411 млн рублей.