Китайское предприятие «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» должно открыть мощности по производству двигателей в рамках своих обязательств по специнвестконтракту. Документ был одобрен на межведомственной комиссии в правительстве РФ в августе прошлого года и подписан 25 сентября 2020-го Напомним, что СПИК заключается автомобильной фирмой с правительством РФ и местными органами власти для того, чтобы получать компенсацию по утилизационному сборку, который был резко повышен с 1 января 2020 года. Сейчас при получении ПТС фирма-производитель за каждый новый легковой автомобиль с двигателем от 1000 до 2000 куб. см вносит в казну 178 400 рублей, а за машину с двигателем от 2000 до 3000 куб. см — уже 281 600 рублей.
Само собой, эти деньги компании хотят вернуть в виде промышленных субсидий (ПС) правительства, чтобы не включать их в цену автомобиля. У тех инвесторов, кто подписал СПИК, такая возможность имеется, нужно только выполнять свои обязательства по нужной глубине локализации выпускаемых моделей. Уровень локализации оценивается в баллах. Каждый год за время действия СПИК правительство будет поднимать планку, пока локализация не достигнет 7000 баллов. Отметим, что это чрезвычайно высокий показатель. Для примера: сварка кузова дает 400 баллов, его окраска — 500 баллов, штамповка деталей кузова в объеме не менее 70% от массы с применением 70% российского металла (от массы) дает в сумме 500 баллов. Проще говоря, без выпуска своих двигателей до нужного уровня локализации недотянуть. Именно поэтому Haval и заложил новый корпус.
Между тем в российском офисе Haval нам сообщили, что решение о моделях двигателя, которые встанут на конвейер завода в Тульской области, пока не принято. Казалось бы, очевидный вариант — это 2,0-литровый и 1,5-литровый турбомоторы, которые ставят под капот самых популярных Haval F7/F7x, однако пресс-служба отмечает, что модель агрегата «будет зависеть от планов по производству автомобилей Haval в России». Эта фраза может говорить о вероятном изменении вектора в формировании модельного ряда Haval в России.
Выпуск моторов, намеченный на 2022 год, начнется с относительно высокой степенью локализации по сборке, при этом локализации по компонентам поначалу не будет: моторы начнут собирать из комплектов, поступающих из Китая. Уже на первом этапе сборки на двигатели станут устанавливать коленчатый вал, распределительные валы, клапаны и форсунки. Такая детальная сборка добавит баллов по локализации. Скажем, согласно постановлению правительства РФ № 661 от 25 мая 2019 года, сборка мотора с установкой коленчатого вала и шатунно-поршневой группы, а также проведение контрольных испытаний дают 25 баллов.
Со временем на китайских моторах появятся и российские комплектующие. Пресс-служба Haval сообщает, что завод «находится в активной стадии поиска поставщиков», список которых планируется утвердить к середине 2021 года. Все ключевые элементы по механической части — коленчатый и распределительный валы (точнее, их заготовки) и литье по корпусным деталям будут заказывать в России у сторонних компаний. С того времени, как завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» сможет принимать от поставщиков эти компоненты, заработают и их линии механической обработки, однако, по данным пресс-службы, этот срок пока не определен. Напомним, что механическая обработка российской заготовки блока цилиндра дает в сумме 120 баллов, обработка российской заготовки распределительного вала — 95 баллов. Короче говоря, планируется, что не менее 90% моделей, собранных на российском заводе Haval, будут оборудованы собственными моторами.
Экспортная программа также составляет неотъемлемую часть СПИК «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус». Уже сейчас машины продаются в Беларусь. С 2021 года отгрузки пойдут в другие страны СНГ, первой из которых станет Казахстан.