Изменение методики расчета утилизационного сбора — почти решенный вопрос, следует из заявления министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, который выступил в Госдуме и ответил на вопрос депутата от КПРФ Алексея Корниенко, зачем повышают «утиль» и что произойдет, по версии Минпромторга, если этого не сделать.
По данным Минпромторга, по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% автомобилей было ввезено в Россию с помощью физических лиц с уплатой льготного утилизационного сбора. Алиханов объяснил, что если так будет продолжаться, вновь открытые в России автомобильные заводы придется просто закрыть, а людей — уволить.
Как пишет «Новости на VL.ru», министр довольно подробно ответил на вопрос Алексея Корниенко, депутат передал министру «народное возмущение» жителей Дальнего Востока в отношении грядущего изменения методики расчета и повышения утильсбора до коммерческих значений.
«Да, действительно, в прошлом году был повышен утилизационный сбор и в этом году проиндексирован для ввоза машин юридическими лицами, — сказал Алиханов. — Это не привело к росту цен на рынке. Мы видим даже, по данным официальных продаж в дилерских центрах, что цены либо остались прежними, либо по отдельным моделям даже снизились на 100-150 тысяч рублей, а на некоторые и больше. При этом диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами — он становится существенным. Это либо пять тысяч рублей, либо миллион и выше на новый импортный автомобиль. И у нас, к сожалению, сложилась ситуация, когда по итогам 9 месяцев этого года больше 73% ввезенных автомобилей были ввезены физическими лицами. У нас в дилерских центрах начинают предоставляться услуги так называемых серых продаж, когда ввезенные на физлиц автомобили продаются уже через дилерские центры. Это приводит к существенному искажению рынка. Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах — все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем этот вопрос».
Чиновник сказал, что речь здесь даже не про жителей Дальнего Востока — то, что называют «серым импортом», практикуют практически во всех регионах страны. А за счет утилизационного сбора пополняется федеральный бюджет.
«Еще раз говорю — это так повлияло на рынок, что утилизационный сбор в этом году как доходный источник [федерального бюджета] существенно сократился. Вы знаете, уже были приняты поправки, мы по линии Минпромторга более 110 млрд рублей секвестировали (то есть сократили расходование. — Прим. редактора). Сейчас, я видел уже эти поправки, предложено секвестировать еще 124 млрд рублей. Это те деньги, которые мы недособрали через утилизационный сбор. Они идут на поддержку автостроения, самолетостроения и других отраслей промышленности, которые формируются за счет утилизационного сбора. По сути у нас сформировано отдельное направление-угроза, которое позволяет находить обходные пути. Это дестимулирует инвестиции со стороны наших новых партнеров, которые вкладывают в производство. Что такое автомобильное строение в России? Это от 400 до 700 кг произведенных в стране материалов в каждом автомобиле — резина, пластик, металл, стекла и так далее. Ничего этого не будет, если не будет защищен рынок. Мы можем, конечно, говорить, что нам нужны дешевые автомобили, убрать все пошлины, все барьеры. Но мы тогда просто закроем огромное количество рабочих мест, которые работают на автомобилестроении. При этом, хочу заметить, больше 80% автомобилей в Российской Федерации, даже с учетом этого постановления, не попадут под повышение. Автомобили до 160 л. с. мы не трогаем. Это больше 80% автомобильного рынка в стране. Ко мне много обращаются через соцсети — я всегда спрашиваю «что везете?», Говорят — BMW, VW, ещё что-то. То есть автомобили такие… неплохие. Не буду говорить «роскошь — не роскошь», но не экономсегмента. Я понимаю, тяжело все это объяснять, конечно, людям, которые их уже купили. Но я экономические предпосылки обрисовал. Это решение назрело, оно необходимо. Но понимаю, что радость это навряд ли вызывает», — подытожил Алиханов.
Напомним, 11 октября во Владивостоке должен пройти согласованный митинг против повышения ставок утильсбора. Вопреки прогнозам Минпромторга эксперты отрасли говорят, что после изменения методики расчета и ставок сбора автоимпорт упадет вдвое и «потянет» за собой все смежные отрасли — от складов временного хранения до автовозов. Законопроект, несмотря на то, что обсуждения уже завершены, продолжает собирать «дизлайки» — на вечер 7 октября было уже 123 тысячи негативных оценок против 658 тех, кто проголосовал за.