Китайская компания Contemporary Amperex Technology Ltd (CATL) представила ионно-натриевую батарею. В ней используется более дешевое сырье, чем в широко распространенных литий-ионных аккумуляторах. В перспективе эту технологию можно будет использовать в электромобилях. Натриево-ионные батареи не содержат литий, кобальт и никель.
«Ионно-натриевые батареи обладают уникальными преимуществами в сфере работы при низких температурах и быстрой зарядки», — сказал председатель CATL Цзэн Юйцюнь.
Сегодня CATL является крупнейшим в мире производителем аккумуляторов для электромобилей с рыночной долей около 30%. В первом полугодии компания поставила АКБ на 34,1 ГВт*ч. Это на 234% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. CATL продает тяговые батареи многим автопроизводителям, в том числе Tesla.
Одной из проблем отрасли является рост цен на сырье. Карбонат лития, основной ингредиент большинства аккумуляторов электромобилей, за последнее время подорожал вдвое, стоимость никеля сейчас также находится на уровне пятимесячного максимума.
Исследовательская группа Fitch Solutions заявила в майском отчете, что цены на литий сохранят тенденцию к росту в 2021 и 2022 годах, поскольку спрос на литий-ионные батареи увеличивается на фоне всемирного перехода к электромобилям.
Натрий широко распространен в земной коре, поэтому его легче добывать. Помимо потенциально более низкой цены у ионно-натриевых батарей есть преимущество в большей долговечности (они не боятся длительного времени зарядки), а их химическая реакция не вызывает коррозии.
Однако есть и существенные недостатки. Такой тип АКБ обладает меньшей удельной энергоемкостью. Иными словами, при равных с литий-ионными блоками размерах и весе они обеспечат меньший запас энергии.
Из-за этой особенности использование ионно-натриевых батарей в легковых электромобилях будет ограничено, поскольку соотношение массогабаритных показателей и энергоемкости у них хуже, чем у литий-ионных. Но предполагается, что такие блоки найдут применение в низкоскоростных электрокарах и недорогих решениях для хранения энергии.
Инженеры CATL уже работают над улучшением эффективности новых блоков. По информации Automotive News Europe, компания способна выпускать ионно-натриевые аккумуляторы с энергетической плотностью 160 Вт*ч/кг, а в следующем поколении она достигнет 200 Вт*ч/кг. Для сравнения, для используемых в Tesla Model 3 аккумуляторов Panasonic этот показатель составляет 260 Вт*ч/кг.
В электромобилях новый тип АКБ может появиться в 2023 году.
Напомним, в июне 2020-го CATL заявила о завершении разработки аккумулятора с ресурсом 2 млн км или 16 лет.