Мы уже писали, что отечественный люксовый бренд все никак не выйдет на сколько-нибудь стабильные объемы выпуска, хотя о промышленной сборке и кроссовера Komendant, и тем более седана Senat на производственной площадке в Алабуге было объявлено давным-давно.
Проект, который обошелся в десятки миллиардов рублей, сложенных из сумм государственных контрактов на проектирование и дальнейшую модернизацию, ради которой испытания не прекращаются до сих пор, буксует и остается убыточным. Вполне может быть, что после начисления локализационных баллов на Сенат и Комендант, которые Минпромторг оформил 29 декабря на образцы сборки Алабуги, продажи и пойдут в гору, ибо теперь эти машины можно будет официально приобретать бюджетным организациям через программу госзакупок. Однако в четвертом квартале 2023 года сбыт оставался штучным.
Напомним, что мы используем данные по продажам Аурусов от двух поставщиков. Первый не указывает нам юридическое лицо, а только тип покупателя, и у него обычно не учтены в статистике регистраций покупки силовых ведомств и тем более бронированные экземпляры, которые идут в Гараж особого назначения ФСО России. Между тем в статистике за июнь у первого поставщика данных были отображены 22 Ауруса, купленные ФСО. Мы идентифицировали эти продажи по данным второго поставщика, который указывает нам юрлицо покупателя. От него же мы узнали, что в мае ФСО купила еще 19 машин, не учтенных первым поставщиком. Короче говоря, в конце месяца мы дадим раскладку по юрлицам, купившим Аурусы во втором полугодии 2023 года, а пока поговорим о данных от первого поставщика, который дает полную картину как минимум по «гражданским» продажам Аурусов.
Итак, суммарно по четырем кварталам 2023 года мы имеем следующую раскладку: первый квартал — 9 машин, второй — 36, третий — 9, четвертый — 24. Итого по году имеем 78 образцов, вставших на учет как минимум в «гражданские» гаражи и частично — к силовикам. Кстати, на них работает исключительно ФГУП «НАМИ», где выпуск машин с запуском сборки в Алабуге продолжился.
Начнем с Комендантов, для которых четвертый квартал стал рекордным — реализовано целых семь автомобилей, один из которых 2022 года выпуска производства НАМИ. Из машин 2023 года только одна была «институтской», остальные — сборки Алабуги. Из этих семи Комендантов только один-единственный приобрел частник. С Сенатами дело обстоит лучше: реализовано 65 штук, в том числе и часть тех, что пошли в ФСО. Всего в четвертом квартале на учет встали 16 седанов, среди которых 4 были выпущены в 2022 году и 1 остался еще с 2021-го. Кстати, мы упомянули о спецверсиях, которые изготавливаются в НАМИ: речь идет не только о бронированных исполнениях седана или Коменданта, но еще и об универсале Lafet, который используется на скорбных мероприятиях и который, кстати, почему-то не представлен на официальном сайте марки. Так вот, мало того что Лафет в этом году был поставлен на учет неким юрлицом в июне, так еще один — в октябре. Обе машины датируются 2021 годом. Интересно, одно юрлицо поставило в свой гараж эти специальные модификации или разные?
Зададимся вопросом: а сколько конкурентов Коменданта было продано в четвертом квартале? Вы удивитесь, но это заграничные бренды: на модели Rolls-Royce с октября по декабрь 2023 года нашлось только 25 покупателей, на Bentley — 34. Впрочем, по люксовым машинам мы дадим отдельную заметку.
Теперь посмотрим картину по продажам Ауруса в целом. В 2023 году на учет встали только 27 машин марки выпуска ООО «Аурус», который базируется в Алабуге. Совершенно очевидно, что завод, построенный под выпуск пяти тысяч автомобилей в год, с текущим объемом выпуска остается главным генератором убытков для НАМИ — фактического владельца ООО «Аурус».
При этом у того же «Авилона», который торгует Аурусами, машины имеются в наличии: Сенаты — от 38,5 миллиона, Коменданты — на миллион дешевле. Все это образцы 2023 года. Завезут ли дилерам машины 2024 года или все же в Минпромторге найдется один здравомыслящий человек, который законсервирует площадку в Алабуге?