Председатель правления холдинга «Автотор» Владимир Щербаков в интервью русской редакции Forbes подробно рассказал о том, как компания переносит кризис, возникший в связи с ужесточением странами Запада санкций против России. Напомним, мощности «Автотора» находятся в Калининграде, предприятие специализируется на контрактном производстве иномарок брендов Kia и Hyundai, до марта 2022 года оно также собирало BMW, но немцы приостановили сотрудничество по политическим причинам.
Ситуацию в автоиндустрии в целом и для своего завода в частности Щербаков охарактеризовал как «очень сложную». Из-за бойкота международных логистических компаний машинокомплекты из Кореи не доставляют в порт Калининграда, «Автотору» пришлось наладить поставку через немецкий Бремерхафен — оттуда после перегрузки морем в российский анклав. «Если раньше доставка контейнера из Пусана в Калининград стоила $4450, то сейчас — $20 000–25 000», — говорит топ-менеджер.
Щербаков отметил, что «Автотор» обеспечен машинокомплектами по корейским моделям до конца мая, однако в некоторых случаях они неполные — без электронных плат, поскольку правительство Кореи не дает согласия на работу с такими компонентами, пока не будет получено разрешение от США. Калининградская компания уже выпускает некомплектные машины — их дособерут по мере поступления деталей.
До российско-украинского конфликта «Автотор» собирал по 900 машин в сутки, после темп упал в три раза — до 300. Председатель правления говорит, что «Автотор» в настоящее время работает себе в убыток, однако вынужден это делать, поскольку в противном случае рискует потерять персонал или столкнуться с дисквалификацией рабочих.
Сотрудников, трудившихся на линии сборки BMW, компания перебросила на стройку нового производства, а также на монтаж оборудования и его ремонт. BMW не хочет расставаться с российским рынком и надеется вернуться после стабилизации геополитической ситуации, говорит Щербаков.
В сложном положении оказались локальные аутсорсинговые компании, связанные с «Автотором», в том числе те, которые занимались доставкой контейнеров из калининградского порта.
Организовать поставку компонентов грузовым автотранспортом до Калининграда также не получается — Польша заблокировала отгрузку уже оплаченных деталей для BMW, Литва сознательно затягивает таможенное оформление.
По семейству собственных электромобилей «Автотор» вопреки кризису решил активизировать работы — под их выпуск уже построены все здания и закуплена часть оборудования. Также планируется вывод машин с газомоторной силовой установкой (видимо, предполагается сжатый природный газ, то есть метан). В 2023 году планируется выпустить первую партию из 1000 автомобилей «трех-четырех моделей».
По итогам 2021-го обороты «Автотора» составили 300 млрд рублей, прогноз на 2022-й — неопределенный.