15 июня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки об отвязывании полиса ОСАГО от диагностической карты. Изменения вносятся в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО». В ближайшее время законопроект утвердит Совет Федерации и подпишет президент РФ, вступит в силу он 22 августа.
Из списка документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля.
Идея поправок принадлежит Российскому союзу автостраховщиков (РСА) — она вызвана неготовностью операторов ТО к массовому наплыву автомобилей. Напомним, с 1 марта стартовала большая реформа системы техосмотра — с этой даты введено обязательное фотографирование машин, ДК подлежит заверению усиленной электронной подписью, ужесточены требования к производственно-технической базе операторов. В России сейчас дефицит соответствующих новым требованиям пунктов техосмотров, РСА в связи с этим спрогнозировал проблемы с оформлением ОСАГО и именно поэтому пролоббировал возможность оформления полиса без диагностической карты.
В настоящее время обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения государственного технического осмотра транспорта.
Здесь нужно заметить, что о реальной либерализации для автомобилистов речи не идет, принятые поправки — шаг к упрощению покупки полиса ОСАГО.
С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра станет применяться штраф в две тысячи рублей, при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью автоматических камер.
Неизменной остается статья 14 Закона «Об ОСАГО» — по ней у страховщиков есть право регрессного иска к водителю, попавшему в ДТП на автомобиле без диагностической карты (или с просроченной ДК).
Напомним, на прошлой неделе глава ГИБДД России Михаил Черников предложил вообще отменить обязательный ТО для личных машин. Однако это предложение пока не оформлено даже в виде законопроекта. Принятый сегодня закон никак не изменяет статуса техосмотра, то есть он останется обязательным для всех автомобилей.