В Майкопе обнаружили целую стоянку, заставленную грузовиками ЗИЛ в состоянии «капсул времени», снимки машин опубликовал телеграм-канал Retrobus.
Что удивительно: ЗИЛы довольно редкой модификации — трехосные десятитонники 133Г4 (6x4), эти же самые экземпляры выставлены на продажу на Дроме по 400 тысяч рублей за единицу.
Мы связались с продавцом и выяснили, что вся партия (22 единицы) не имеет ПТС и оснащена дизелями ЗИЛ-645 (8,75 л, 185 л.с.). Машины новые, без пробега, но на такие моторы давно нет запчастей, производивший их ярцевский завод «Двигатель» еще в 2003 году переоборудован под выпуск строительной арматуры для нужд московских девелоперов. Да и эксплуатация самих грузовиков ЗИЛ — уже проблема, ведь и на них трудно найти детали. Московский ЗИЛ выпустил последние машины в 2016-м, ныне он не существует даже физически.
Еще одна интересная подробность: ЗИЛы списаны со складов Росрезерва, где они хранились в законсервированном виде почти 30 лет — на случай войны, стихийных бедствий и т. д. Именно этим объясняется отсутствие ПТС — Росрезерв и Минобороны по закону не имеют права списывать технику с паспортами, только как металлолом, поскольку их машины не отвечают актуальным экотребованиям.
С 2020 года правительство России в рамках поддержки автопрома опережающими темпами обновляет автотехнику госведомств. Очевидно, Росрезерв избавляется в первую очередь от ЗИЛов с ярцевскими дизелями в связи с трудностями их эксплуатации.
Поиск по объявлениям на Дроме показывает, что точно такие же грузовики ЗИЛ-133Г4 без пробега предлагаются к покупке в других регионах — в Новосибирской и Саратовской областях, республике Алтай.