Согласно официальным данным, АвтоВАЗ за 2020 год выпустил 343 512 автомобилей. Но тут посчитаны только машины марки Lada. Однако Ладами модельный ряд завода не исчерпывается! Не забудем, что ВАЗ вел контрактную сборку Renault и Datsun, а купив активы GM в СП «GM-АвтоВАЗ», полгода производил Ниву под маркой Chevrolet.
Итак, если педантично посчитать вообще все автомобили, произведенные ВАЗом, то получается — та-да-м! — 457 412 штук. Это четыре нитки конвейера (СКП Калина, B0, СКП 4х4 и GM) плюс завод в Ижевске, выпускающий Весту (подробности — на фото).
457 412 штук — это примерно половина от возможностей ВАЗа, если брать только тольяттинские площадки. Значит, чтобы понять уровень загрузки собственно ВАЗа, нужно вычесть все Весты, сделанные в Ижевске. Кроме того, две модели (грузовые пикапы и фургоны на базе Гранты и старой Нивы) тоже изготовлены не в периметре завода, а на отдельной площадке «ВИС-Авто». Их тоже вычитаем. Получается 348 295 штук. Если принять мощность ВАЗа, равную 1 млн автомобилей (точно никто не знает сейчас, но 1 млн очень близок к правде), то выходит чуть более трети от производственных возможностей завода.
Совокупная мощность легкового автопрома России составляет где-то 3,5 млн штук в год.
Более точных данных нет — это динамичный показатель: какие-то предприятия закрываются, на каких-то вводятся новые цеха. В 2019 году Минпромторг оценивал возможности российских заводов в 3,56 млн штук, но с тех пор «умер» «Дервейс». И неясно, учитывался ли при этой оценке еще полуживой в 2019-м «Ставрополь-авто». В 2020-м, по данным АЕБ, в России продали 1 598 825 автомобилей (легковых и LCV). Большинство из них произведено на территории РФ. Сколько — пока таких данных нет, а если и будут, их всегда можно поставить под сомнение. Ведь уровень локализации очень разный: от штамповки, сварки и окраски кузова до банальной «отверточной» сборки, которая суть способ обхода таможенной пошлины. Но в первом приближении долю локализованных моделей можно считать равной 70-75%. Давайте будем оптимистами и остановимся на 75%. В абсолютном значении это 1 199 119 штук. Таким образом, показатель загруженности российских автозаводов составляет 33,7%.
Относитесь к этому показателю тоже с некоторой долей иронии, ведь в сводку АЕБ не включены многие люксовые марки и те автомобили, что ввезены в Россию частным образом. Но как говорил тов. Сталин, «других писателей у меня для вас нет».
Таким же образом легко посчитать загрузку Волжского автозавода. В процентах она составляет 34,83%. Примерно на 1% больше, чем в среднем по автопрому. При этом ВАЗ считается самой эффективной площадкой и наиболее обласкан властями.
По стратегическому плану развития (не путать с недавно анонсированным Renaulution!), показателя в 1 млн ВАЗ достигнет уже к 2026 году. Вопрос: зачем? Вряд ли рынок за пять лет вырастет так существенно. А вот тут кроется хитрость: в вожделенный миллион включены автомобили не только тольяттинского, но и ижевского и московского заводов. Известно, что существует план слияния этих площадок, точнее, перевод всех мощностей в Тольятти. Один из вариантов стратегии говорит об этом прямо. Но… Устаревший вариант!
Сама стратегия развития ВАЗа и бизнеса Groupe Renault меняется несколько раз в год. Можно сказать, она корректируется постоянно, некоторые положения упраздняются, потом, в очередной версии документа, появляются вновь. Сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, что заводы в Ижевске и Москве закроют. Но вероятность такого развития событий остается существенно выше пятидесятипроцентной. То есть скорее закроют, чем нет. Ближайшие продуктовые события ВАЗа — локализация в Тольятти нового Дастера и уход длиннобазной Нивы. О других планах и событиях мы расскажем позже.