Старая примета «где Алонсо, там скандал» вновь сработала.
Возвращение испанского пилота в Формулу 1 традиционно сопровождается скандалами, и на этот раз громкая история связана с постезонными молодежными тестами, которые состоялись 15 декабря на автодроме Яс-Марина в Абу-Даби.
Молодежные тесты Формулы 1, 15 декабря, вторник.
Место проведения: трасса Яс-Марина, Абу-Даби
Трасса: 5,554 км (3,451 мили), 21 поворот
Самый быстрый круг: 1:36,333, Фернандо Алонсо из Renault
Больше всего кругов: 129, Роберт Шварцман из Scuderia Ferrari
Участники:
Команда | Пилот 1 | Пилот 2 |
Alfa Romeo | Роберт Кубица | Каллум Илотт |
AlphaTauri | Юки Цунода | Марино Сато |
Ferrari | Роберт Шварцман | Антонио Фуоко |
Haas | Мик Шумахер | |
Red Bull Racing | Себастьен Буэми | Юри Випс |
Renault | Фернандо Алонсо | Гуань Ю Чжоу |
Williams | Рой Ниссани | Джек Эйткен |
39-летний спортсмен и двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо добился разрешения FIA на участие в «тестах новичков», куда допускаются спортсмены с минимальным опытом управления автомобилями Формулы 1. Смысл этих тестов — позволить молодым пилотам испытать машины Формулы 1 в современных реалиях, когда количество возможностей проехать за рулем этих автомобилей сокращено до минимума. Согласно регламенту, команды могут приглашать на подобные тесты только тех спортсменов, кто принимал участие в стартах во время Гран-при не более двух раз.
Когда осенью было впервые объявлено о том, что Алонсо, возможно, примет участие в этих тестах за команду Renault, заявление оставило остальные команды в явном недоумении и было в большей степени расценено как шутка. Сначала Алонсо отказали, но испанец не оставил попыток прорваться за руль актуальной машины.
В конце октября Racing Point вновь заблокировали участие Алонсо в тестах, но затем Renault все же добились для него этого права. Как сказал руководитель команды Renault F1 Team Сирил Абитебуль, «участвовать в этих тестах могут молодые гонщики, а также гонщики, получившие разрешение от FIA», а FIA такое разрешение все же выдали. Интересно, что под горячую руку аналогичное разрешение получили для своих пилотов еще две команды. Red Bull таким образом пригласил на тесты Себастьяна Буэми, а Alfa Romeo — Роберта Кубицу, который уже отработал для них несколько пятничных практик в этом сезоне.
Разрешение для Алонсо вызвало волну критики у других пилотов. Себастьян Феттель в одном из своих интервью заявил, что, по его мнению, если уж Алонсо было разрешено участвовать в тестах, то следовало идти дальше и разрешить опробовать новые машины тем гонщикам, что в следующем сезоне переходят в другую команду. «Это какой-то цирк!» — сказал Себастьян. Его поддержал и Карлос Сайнс, который добивался для себя разрешения принять участия в тестах, но не получил его.
В итоге вместе с Алонсо за команду Renault в тестах принял участие Гуанью Чжоу, тест-пилот Renault, закончивший свой второй сезон в Формуле 2. Оба пилота уже проехали на автомобиле Renault R.S.18 двухлетней давности на этой же трассе несколько недель назад. На этот раз они тестировали составы Pirelli C4 (Medium) и C5 (Soft).
Интересно, что после того как Алонсо получил разрешение на участие в тестах, он заявил, что эти тесты никак не помогут ему подготовиться к новому сезону. «В следующем сезоне будут использоваться шины другого размера, да и в целом поведение машины изменится», — сказал испанский пилот.
За время тестов Фернандо проехал 105 кругов и показал лучшее время круга 1:36,333 (для сравнения: в недавней квалификации лучшее время круга установил Макс Ферстаппен — 1:35,246. Лучшее время для Renault показал Эстебан Окон во втором сегменте — 1:36,359)
Гуанью Чжоу проехал 98 кругов, и его лучшее время составило 1:37,902.
Фернандо Алонсо: «Было очень приятно вновь сесть за руль гоночной машины, особенно вместе с командой. По сравнению с машиной 2018 года эта показалась мне более серьезной и заставила почувствовать себя как будто в гонке. Я внимательно следил за прогрессом команды на выходных, и было приятно испытать на практике то, что я видел со стороны. Мы сделали много нужного, в том числе произвели подгонку сиденья, настроили педали и т. д., что, несомненно, очень важно с учетом того, что в следующем году у нас будет всего полтора дня зимних тестов. Так что мы уходим в Рождество и Новый год с хорошим настроением».
Для нас важно отметить, что в Абу-Даби за рулем Ferrari SF1000 состоялся дебют российского пилота программы SMP Racing и студента Ferrari Driving Academy Роберта Шварцмана. Это было его первое появление на официальных тестах Формулы 1. Еще 30 сентября в рамках программы FDA «RoadToF1» Роберт вместе с Миком Шумахером и Каллумом Айлоттом проехал за рулем Ferrari SF71H по трассе Фьорано и показал лучшее время.
15 декабря Роберт принял участие в тестах на автодроме Яс-Марина вместе с Антонио Фуоко, пилотом по развитию команды Ferrari.
Напомним, что ранее было запланировано, что Роберт примет участие в пятничной практике во время ГП Абу-Даби, в то время как его товарищи по академии Ferrari должны были сесть за руль боевых машин Alfa Romeo и Haas еще во время пятничных практик ГП Штирии на автодроме Нюрбургринг. Однако тогда пятничные тренировки отменили из-за погоды, и Шумахер и Айлотт приняли участие в первой практике в Абу-Даби. Роберт же участвовал в молодежных тестах за рулем Ferrari.
Роберт Шварцман провел за рулем Ferrari SF1000 с бортовым номером 35 весь день, проехал в общей сложности 129 кругов, что составляет более двух дистанций Гран-при на составах С4 и С5. Его лучшим временем стало 1.38,157, которое он показал в последний час сессии на машине с квалификационными настройками и шинами С5.
«Я чувствую себя очень хорошо, просто потрясающе, это же моя мечта! Вы знаете, когда, будучи маленьким, вы болеете за Ferrari и смотрите, как они выигрывают, всегда хочется, чтобы наступил тот день, когда ты окажешься за рулем этой машины. Это случилось сегодня, и это было очень приятно. Я чувствую, что это только начало; это тот момент, когда понимаешь, что находишься на старте и тебе предстоит много работать и совершенствоваться. Я счастлив, что наконец-то достиг того момента, когда сумел сделать этот важный шаг на пути к своему будущему. Это был не самый легкий день, было столько нового, столько информации, много кругов за рулем, так что сейчас я очень устал. Задняя часть шеи немного болит из-за резкого торможения, но в остальном все прекрасно. С таким умным рулем управлять машиной намного проще, чем машинами Формулы 2. Сегодня я проехал больше всего кругов, и каждый из них был действительно крутым!» — сказал Роберт.
Во вторник же Ferrari сделали объявление, что вице-чемпион Формулы 2 Каллум Айлотт в следующем году станет тест-пилотом команды в 2021 году. Напомним, что по итогам прошедшего сезона Айлотт остался без места в Формуле 1, а его болельщики считают, что это произошло из-за того, что кресло пилота в команде Haas получил россиянин Никита Мазепин.
Никита Мазепин закончил сезон Формулы 2 пятым в личном рейтинге пилотов, одержав в течение сезона две зачтенные победы, т. е. столько же, сколько и чемпион Мик Шумахер. Еще одна победа была у него отнята судьями — после того как его сочли виновным в инциденте на трассе с Юки Цунодой. В дальнейшем его же наказали за участие в другом аналогичном инциденте, на этот раз в противоположной роли.
Неделю назад Никита оказался замешан в неприятную историю с видео, выложенным в его сториз в Инстаграме, с участием его подруги. То, что ребята считали веселым развлечением, вызвало бурю негодования среди его хейтеров с требованием расторгнуть с ним контракт в Ф1 и срочно пригласить на его место Айлотта.
Руководитель команды Haas Гюнтер Штайнер публично заявил, что сам разберется с Никитой, это не касается никого, кроме членов его команды, и просит заметить, что не оставит инцидент без последствий.
Вероятно, одним из таких последствий и стал тот факт, что в молодежных тестах в Абу-Даби за Haas принял участие только Мик Шумахер.
Предполагалось также, что Никита сможет проехать в Абу-Даби и за Mercedes, т. к. долгое время был участником их тестовой программы, однако и этого не произошло. Злые языки тут же заявили, что Mercedes отказался от этих тестов также из-за скандального видео, однако Тото Вольфф заявил, что «какое-то видео не может повлиять на подобное решение, и поводом пригласить для тестов своих пилотов из команды Mercedes в Формуле Е стало желание отблагодарить их за тяжелый сезон».
Впрочем, и вправду, было бы странно, если бы Mercedes пригласил на свои тесты новичка, выступающего со следующего сезона за команду-клиента Ferrari.
За рулем двух автомобилей W11 в послесезонных тестах новичков приняли участие Стоффель Вандорн и Ник де Вриз — пилоты команды Mercedes-Benz EQ Formula E. Это было их первое знакомство с актуальными машинами.
В утренней сессии темп задавал Вандорн, де Вриз стал третьим. Во второй половине дня оба гонщика улучшили свое время: Ник поднялся на второе место в общем зачете, а Стоффель завершил день на третьей строчке протокола.
Программа включала в себя как быстрые круги, так и длинные дистанции, а также подразумевала работу над настройками, чтобы понять, как они влияют на баланс автомобиля. Также было выполнено сравнение симуляторов с реальным автомобилем: в этой программе приняли участие оба пилота. Всего за день силовые установки Mercedes-Benz преодолели 1916 км.
Главный гоночный инженер команды Эндрю Шовлин:
«Сегодня мы последний раз увидели W11 на гоночном треке, поэтому было приятно провести этот день с Ником и Стоффелем, нашими гонщиками Формулы E. Они оба проделали большую работу: Стоффель и раньше тестировал наши предыдущие автомобили, но это был его первый опыт за рулем W11, так что было интересно получить его отзывы. К сожалению, ему пришлось уехать раньше из-за обязательств перед командой Формулы Е, и он пропустил последние часы, но мы успели завершить программу. Для Ника это был первый раз в машине Формулы 1, и он впечатлил нас тем, какой темп сумел показать».
Haas стал единственной командой, выставившей на тесты лишь одну машину. День за рулем VF-20 провел Мик Шумахер, который в следующем сезоне станет напарником Никиты Мазепина. Мик прошел 125 кругов (почти 695 км) с лучшим временем 1:39,947.
Гюнтер Штайнер рассказал, что команда сосредоточилась на том, чтобы Мик лучше узнал и понял машину, мог помогать правильно настраивать баланс и извлекать из машины ее максимум. «Мы просто хотели, чтобы он научился разбираться в различных вещах, например, в разной топливной загрузке. Мы также сосредоточились на управлении шинами при высоком расходе топлива. Для Мика было действительно полезно попробовать себя как в коротких, так и в длинных сессия при разном уровне топлива в автомобиле. Многие регулировки он проводил сам с помощью доступных инструментов», — сказал Штайнер.
Мик Шумахер:
«Я чувствую себя отлично, и я очень рад, что мне удалось проехать так много кругов — это не всегда получается на тестах. Ключевым моментом сегодняшнего дня стала возможность понять работу шин, для этого пригодились длинные сессии заездов, и теперь я понимаю, как с ними работать, чтобы по возможности избегать деградации. Я уже чувствую себя комфортно в отношении следующего года, я знаю, что команда довольна, и теперь с нетерпением жду начала нового сезона».
Несмотря на то, что Alpha Tauri до сих пор так и не объявила состав команды на следующий год, уже давно понятно, что вместе с Пьером Гасли за них будет выступать японский пилот Юки Цунода, а Даниил Квят завершит свою карьеру в Формуле 1 — временно или окончательно.
Вместе с Цунодой в тестах команды принимал участие другой японский пилот Марино Сато, на коммерческой основе.
Руководитель команды Франц Тост рассказал, что день прошел весьма успешно, а оба пилота в общей сложности прошли 250 кругов. Главной задачей было испытать актуальные машины Формулы 1 и получить опыт работы в большой команде со значительным количеством сотрудников и гоночных инженеров. Во время тестов, по словам Тоста, было решено не вносить изменения в настройки машин, однако обстоятельства тестирования менялись с помощью использования разных составов шин и топливной загрузки.
«Юки уже тестировал машину Формулы 1 в Имоле еще в ноябре, но на этот раз он мог управлять машиной текущей спецификации, — сказал Франц Тост. — Юки проделал отличную работу, дав нам очень грамотные технические отзывы, и его сотрудничество с инженерами было действительно полезным».
«Сегодня я провел гораздо больше времени на трассе, чем когда впервые испытал машину Формулы 1 в ноябре, — сообщил Юки Цунода. — И должен признать, что к концу дня я чувствую себя немного уставшим. Я очень удивлен увеличением мощности и прижимной силы нынешней машины по сравнению с предыдущей, тем не менее опыт моей поездки в Имолу оказался крайне полезной отправной точкой. Я многому научился и добился успехов в вождении. Уже завтра начинается межсезонье, у меня запланирована обширная программа тренировок, чтобы стать сильнее и крепче к началу сезона».
Что касается Red Bull, то их программа тестов включала работу на трассе пилота программы Red Bull Себастьяна Буэми, выступающего в Формуле Е за команду Nissan E.DAMS, и эстонского пилота Юри Випса, который в сезоне-2020 несколько гонок заменял травмированного Шона Гелаэля.
В следующем сезоне Юри Випс будет выступать в Формуле 2 за команду Hitech, за которую выступали Никита Мазепин и Лука Гиотто. В 2020 году Юри Випс, после получения суперлицензии, выполнял обязанности резервного пилота Red Bull и Alpha Tauri.
Випс был очень впечатлен автомобилем Формулы 1 и проехал много кругов, чтобы иметь возможность в будущем как успешно работать на симуляторе, так и сесть за руль боевой машины, если понадобится замена.
Так совпало, что во вторник семья Вильямс объявила о госпитализации сэра Фрэнка Вильямса и сообщила, что его состояние стабильное, а остальное является частной информацией семьи и они надеются, что их личная жизнь останется неприкосновенной.
Команда Williams выразила своим бывшим владельцам сочувствие и поддержку и провела удачные тесты в Абу-Даби. Их тест-пилотами стали Джек Эйткен и Рой Ниссани, пилоты Формулы 2.
«Оба пилота проделали отличную работу, получили удовольствие и вместе с этим крайне полезный опыт, который поможет им внести ценный вклад в программу развития автомобилей», — сказал Дэйв Робсон, главный гоночный инженер команды. — Эти тесты не только помогут нашим молодым пилотам как следует освоиться за рулем машины, но и нам изучить возможность ротации некоторых инженеров и механиков, повысить общий уровень опыта и помочь правильно мотивировать и обучать наших людей для следующих шагов в их карьере. Учитывая перспективу увеличения количества Гран-при в предстоящие годы, все это чрезвычайно важно».
Каллум Айлотт и Роберт Кубица в общей сложности проехали на тестах 182 круга. По словам представителя команды, Айлотт был просто счастлив оказаться за рулем актуального автомобиля Формулы 1, так как до последнего момента его судьба в чемпионате была неизвестна. Объявление о назначении на должность резервного и тест-пилота в команду Ferrari стало для него во вторник приятной новостью.
Интересно, что сразу две команды отказались от участия в тестах: McLaren и Racing Point. Одной из общих причин стало отсутствие пилотов из молодежных программ, которые подошли бы под правила проведения тестов. Еще одной причиной руководитель McLaren Андреас Зайдль назвал нежелание сталкиваться с дополнительными расходами и логистическими трудностями без особой на то необходимости.
С 16 декабря команды ушли на зимние каникулы, однако уже в начале января работа на базах возобновится, в феврале традиционно представят новые ливреи гоночных автомобилей, а уже 2-4 марта в Барселоне пройдут зимние тесты. Команды отдали Испании предпочтение перед Бахрейном, так как логистика внутри Европы в любом случае будет более простой и понятной.
Текст: Мария Мельникова
Фото команд-участниц