Похоже, что после двух невероятных этапов в Бахрейне Формула 1 превысила собственный лимит по количеству событий и в Абу-Даби решила в этом смысле досрочно завершить сезон. Казалось, что все самое главное уже произошло, и теперь пилоты просто доезжают последний этап, чтобы во вторник команды могли провести «тесты новичков» и уйти на заслуженный отдых. Однако оставались и те, для которых борьба продолжалась до последних кругов и последних минут. Именно Абу-Даби стал решающим этапом для борьбы за третье место в Кубке конструкторов, да и в личном зачете после финишного флага всего сезона произошли некоторые изменения.
Сезон выдался по-настоящему сложным, очень насыщенным и тяжелым хотя бы потому, что из 17 этапов 12 прошло в режиме по три уикенда подряд (Австрия-Штирия-Венгрия; Великобритания-70-летия-Испания; Бельгия-Италия-Тоскана; Бахрейн-Сахир-Абу-Даби), и уложились организаторы в 5,5 месяца. Возможно, и это стало бы не самой большой проблемой, но огромное количество ограничений, наложенных из-за ковида, по отзывам многих команд стали дополнительным испытанием для людей. И тем не менее количество заболевших за эти полгода могло бы быть в разы больше, если бы не тщательно продуманная система т. н. «пузырей», ограничившая количество контактов внутри паддока и других системных перемещений в течение Гран-при.
Удивительно, но лишь три пилота из почти 30, участвовавших в гонках или тестах, заразились этим вирусом: Серхио Перес, Лэнс Стролл и Льюис Хэмилтон. И это добавило дополнительной интриги в происходящее, ведь благодаря этому мы наблюдали исключительные гонки в исполнении Нико Хюлькенберга и Джорджа Расселла.
Хэмилтон, жаловавшийся, что за всю свою карьеру он не пропустил ни одной гонки, был вынужден из-за коронавируса не стартовать на ГП Сахира, но уже в Абу-Даби был на месте за рулем своего автомобиля. Как и многие другие гонщики он разделяет подход «если руки могут крутить руль, значит, надо крутить». И хотя после финиша Гран-при, где он занял лишь третье место, было очевидно, что он устал и в самом деле неважно себя чувствует, наверняка он испытал радость и благодарность, когда руководство британского автодрома Сильверстоун приняло решение переименовать в его честь главную прямую на трассе. Теперь она будет называться «Hamilton Straight».
На ливрее Mercedes, подготовленной специально к финалам в Абу-Даби, указаны все имена сотрудников команды |
Гран-при Абу-Даби в этом году началось и закончилось абсолютным доминированием Макса Ферстаппена, который смог взять поул-позицию в субботней квалификации и затем лидировать всю гонку, во второй раз в этом сезоне одержав победу. Всего же из 17 Гран-при в этом году 11 выиграл Льюис Хэмилтон, по два — Боттас и Ферстаппен, а также по одному Гасли и Перес.
По сравнению с прошлым сезоном в этом году смена составов в командах происходит довольно масштабная.
Похоже, что как минимум пять пилотов покидают Формулу 1 со следующего сезона, хотя еще Red Bull и Alpha Tauri так и не объявили имена тех, кто будет выступать за них в 2021 году.
Совершенно точно известно, что Мик Шумахер и Никита Мазепин заменят двух пилотов HAAS, также мы знаем, что и Даниил Квят не останется в Alpha Tauri — он сам уже неоднократно об этом говорил и удивлялся, почему это не объявляют. Вероятность того, что Юки Цунода придет в одну из команд Red Bull также стремится к 100%, однако имеются обоснованные сомнения, заменит ли он Квята или Элбона.
Судьба Элбона также под вопросом, и единственное, что его может спасти, это тайский паспорт. На его место прочат Хюлькенберга или Переса, но Хельмут Марко может сделать и неожиданный жест, например, взяв в напарники Ферстаппену Юки Цуноду, чтобы Макс его «воспитал» под себя. А вот ярко проявившего себя Переса может пригласить в Alpha Tauri: интересная пара пилотов может получиться из Переса и Гасли.
Тем не менее некоторые источники сообщают, что уже в понедельник Red Bull могут объявить Серхио Переса, и это довольно вероятный вариант развития событий. Интересно заметить, что эта информация в том числе была опубликована одним из финских ТВ-каналов — и вновь на удивление совпала с присутствием в составе судей финского представителя Мика Сало. Прошлый раз имя Сало прозвучало на Гран-при Сочи, когда его обвиняли в том, что он «слил» информацию о штрафе Хэмилтона финскому телевидению. Похоже, информирование здесь поставлено на поток.
Себастьян Феттель, которому все прочили завершение карьеры, тем не менее остается в Формуле 1 и переходит в Aston Martin. Берни Экклстоун в одном из своих интервью заявлял, что это именно он уговорил Лоуренса Стролла взять Феттеля. Экклстоун в своих прогнозах часто бывает прав: все зависит от поставленных задач. Посмотрим, как сложится в этот раз. Также остаются в Формуле 1 Карлос Сайнс, который отправляется в Ferrari, и Даниэль Риккардо, заменяющий его в Mclaren. Напарником Эстебана Окона в следующем году станет Фернандо Алонсо, который возвращается в Renault.
Похожие грандиозные перестановки происходили последний раз по окончании сезона-2018. Тогда сразу шесть пилотов покидали паддок, но Алонсо и Окону было суждено вернуться: одному через год, а другому — через два.
Так или иначе, но в следующем сезоне будет сразу три новобранца из Формулы 2, включая Цуноду, Шумахера и Мазепина, так что Пьетро Фиттипальди придется освободить место за рулем Haas, к которому он уже успел привыкнуть за последние два Гран-при.
Интересная ситуация сложилась вокруг Мика Шумахера. Не будем еще раз подвергать его остракизму за не слишком удачный сезон: хотя в итоге он и стал чемпионом, но всего две победы по результатам года, когда даже у новичка Роберта Шварцмана их было четыре, — это не очень много.
Любопытно другое. В Абу-Даби он принимал участие в пятничных практиках за рулем автомобиля HAAS, однако в гонке его все равно заменял Пьетро Фиттипальди. При этом еще после аварии Грожана Мик публично высказывался, что готов сесть за руль машины, но его заявление было вежливо проигнорировано.
В некоторых СМИ, в том числе и в комментариях к трансляциям Гран-при, проскользнуло мнение, что Мик считает себя еще не готовым к этому, или что его менеджер решил дать ему время на привыкание к новой роли и новому автомобилю, однако все же больше похоже, что именно Штайнер счел благоразумным не форсировать ситуацию, отдавая предпочтение какому-то из двух новичков. Так что и Мик, и Никита войдут в новый сезон на равных условиях.
Есть и еще замены в Формуле 1, но на этот раз в административных составах. Напомним, что Стефано Доменикали заменит Чейза Кэри на посту исполнительного директора Формулы 1. Это было объявлено еще перед Гран-при России, однако вступит решение в силу только с 2021 года. Доменикали известен своей должностью руководителя Scuderia Ferrari, однако последние годы он занимал пост президента и исполнительного директора Lamborghini. Это может быть очень удачная замена, однако вряд ли Доменикали вернет Формуле 1 что-то утерянное за время правления Чейза Кэри, и явно не грид-герлз…
Еще одна замена — причем весьма неожиданная — произойдет в Ferrari. Луис Камильери, исполнительный директор и член совета директоров Ferrari, перед финальным Гран-при 2020 заявил о своей отставке по личным причинам. Скорее всего эта отставка связана с состоянием здоровья, так как известно, что Камильери совсем недавно перенес тяжелую форму коронавируса.
Так или иначе, президент Ferrari Джон Элканн принял отставку Камильери и будет сам исполнять его обязанности, пока не найдет преемника.
В связи с этим также высказался Берни Экклстоун, который заявил в интервью газете «La Stampa», что проблемы Ferrari — в… итальянцах! «Они все хотят управлять, и у них всех свои особенные идеи», — сказал Берни Экклстоун. — «Это напоминает мне 1993 год, когда пришлось их убеждать пригласить Жана Тодта, сумевшего в итоге навести в команде порядок. Что нужно Маранелло, так это хороший менеджер, который поставит нужных людей на нужные должности. Еще три года тому назад я думал, что сюда идеально подходит Флавио Бриаторе — у него правильные идеи — но он слишком занят своим бизнесом».
Пятничные практики были посвящены не только поискам настроек для машин на квалификацию и гонку, но и испытаниям ряда обновлений на 2021 год у нескольких команд, в том числе у Ferrari, Red Bull, Renault и других. Так, Ferrari и Red Bull испытывали новые днища и задние диффузоры, и одной из причин такого подхода стал запрет на эти испытания во время предстоящих во вторник тестов.
Т. н. «тесты новичков», которые состоятся 15 декабря, вообще вызывают довольно много вопросов своими правилами и ограничениями, связанными как с политикой относительно допущенных к ним пилотов, так и с отсутствием возможности для испытания новых элементов и даже новых шин. Об этом мы поговорим подробнее уже после тестов, однако сейчас просто заметим, что в пятницу на трассу многие пилоты вышли на старых моторах, и, учитывая интенсивность их использования в этом сезоне, неудивительно, что на многих возникали серьезные проблемы, в том числе у Даниэля Риккардо (с топливной системой), Даниила Квята и Кими Райкконена.
На Alfa Romeo Райкконена силовая установка вообще загорелась во время второй практики, так что машину пришлось довольно долго тушить. Райкконен вновь стал героем различных мемов. Когда по радио ему сообщили, что у него на автомобиле сильное воспламенение и нужно очень быстро остановиться и покинуть машину, Кими ответил «окей», спокойно припарковал ее в зоне безопасности и неспешно покинул, а затем отобрал у одного из маршалов огнетушитель и сам потушил пламя. После чего вернулся в паддок.
«Ничего страшного не произошло, — заявил Райкконен позже. — Было обидно, что она загорелась. Ну и потом вся эта суета вокруг нее, чтобы потушить. Обычное дело!».
Проблемы с силовыми установками наблюдались также у Серхио Переса и Кевина Магнуссена. По отношению к Пересу команда приняла предупредительные меры и заменила ему основные компоненты. По расчетам команды, старые могли отказать уже в ходе квалификации или гонки.
Однако Перес не смог по достоинству оценить этот ход команды, заявив, что это неверное и обидное решение, т. к. он рассчитывал быть одним из соискателей на место на подиуме. Как мы увидим позже, Перес, похоже, был прав.
После штрафа более чем в 15 позиций мексиканский пилот должен был стартовать последним, но его спасли HAAS, которые также заменили силовую установку у Кевина Магнуссена. Именно Магнуссен и занял 20-ю позицию на старте.
В Абу-Даби Pirelli привезли самые мягкие составы — С3, С4 и С5. Такие же они привозили в Сочи, ведь обе трассы похожи в главном: они малообгонны, а покрытие на них низкоабразивно.
Интересно, что в квалификации во втором сегменте половина пилотов установили лучшее время не на мягких комплектах, а на составе медиум. В команде Mercedes, например, сообщили, что софт является невероятно сложным составом для работы на трассе в Абу-Даби, т. к. его крайне сложно удержать в нужном тепловом диапазоне, и он слишком быстро перегревается. При этом самый долгий стинт, который пилоты сумели провести на составе софт, составил десять кругов. Сравните: на харде они смогли проехать 45 кругов.
При этом если в Топ-10 выбор шин был обусловлен лучшим кругом в Q2, то вот другая десятка пилотов сделала выбор в пользу медиума или даже харда. На харде стартовали обе Ferrari, а также Перес и Магнуссен, чтобы иметь возможность провести максимально долгий отрезок, отыграть позиции и затем выйти на более мягком составе и легком автомобиле.
Последняя квалификация преподнесла несколько сюрпризов. Джордж Расселл, у которого существенно увеличилась армия фанатов после потрясающего выступления в Сахире, не сумел выйти из первого сегмента, там же остался и Кими Райкконен, который уступил Антонио Джовинацци. Дальше второго сегмента не прошли и оба автомобиля Renault, уступив обоим Alpha Tauri и Шарлю Леклеру. Даниил Квят в каждом сегменте переквалифицировал Пьера Гасли.
Оба McLaren были необычайно сильны в Абу-Даби: Норрис и Сайнс расположились на четвертом и шестом стартовом полях, а между ними «застрял» Алекс Элбон. Особенно важно это было в свете восьмого места Стролла и предпоследней стартовой позиции Переса, ведь между этими двумя командами не утихало сражение за третье место в Кубке конструкторов.
Но самым главным сюрпризом стал поул Макса Ферстаппена, который финишировал в третьем сегменте последним и сумел перебить результаты и Льюиса Хэмилтона, и Валттери Боттаса — всего на 0,025 секунды! Это его первая поул-позиция за прошедший сезон, третья в карьере, а также удачная попытка прервать серию из шести поулов у команды Mercedes.
Помимо штрафов за замену элементов силовой установки у Переса и Магнуссена еще один штраф на старте в Яс-Марине получил Шарль Леклер — три позиции за столкновение с Серхио Пересом на первом круге ГП Сахира. Таким образом он стартовал 12-м, впереди Себастьяна Феттеля.
Старт гонки прошел на удивление спокойно, в Топ-8 не произошло никаких изменений в порядке, далее поменялись позициями Эстебан Окон и Пьер Гасли, а также Себастьян Феттель и Шарль Леклер. Как и все гонки на необгонной трассе Абу-Даби, этот Гран-при также обещал быть довольно скучным и монотонным, но на десятом круге произошло досадное происшествие: Серхио Перес, прорвавшийся к тому моменту на 14-е место и подбиравшийся к Шарлю Леклеру, из-за поломки двигателя был вынужден остановиться на обочине, а для эвакуации его автомобиля пришлось использовать кран. Режим виртуального автомобиля безопасности стал поводом для сразу многих пит-стопов, в том числе среди лидеров, которые вновь вернулись на трассу в том же порядке. Лишь пять пилотов не заехали на пит-стоп, и среди них обе Ferrari.
И если в случае с теми, кто стартовал на харде, эта тактика была оправдана, то вот, похоже, что с Леклером и Джовинации команды ошиблись. Остановись Леклер на пит-стоп вместе со всеми, то он и вернулся бы, скорее всего, вместе со всеми на прежней позиции, что был и раньше — 13-й. Оставаясь на трассе, он сначала получил призрачное преимущество, поднявшись до восьмого места, но после пит-стопа на 22-м круге потерял все, вернувшись в самом хвосте пелотона. В итоге лишь 13-е место на финише, а на альтернативной стратегии мог финишировать в очках.
Из-за этой ошибки он потерял потенциальные очки и по итогам сезона опустился сразу на два места: с шестого на восьмое. Не лучший способ закончить год.
После схода Серхио Переса было опасение, что и он может потерять свое четвертое место в личном зачете, однако этого не произошло. Его главному сопернику Даниэлю Риккардо не хватило шести очков, он остался пятым.
Пьер Гасли сумел продемонстрировать в Абу-Даби, что и на этой трассе можно обгонять, и в итоге финишировал восьмым, а вот Даниил Квят не попал в очковую зону.
Эстебан Окон сумел прямо под финишным флагом обойти Лэнса Стролла в борьбе за девятое место. Но девять очков Renault, набранных ими в гонке, не помогли команде продвинуться вверх в Кубке конструкторов.
Зато Racing Point, которые с таким блеском на прошлом этапе вернули себе третье место, вновь его потеряли. Одного очка Лэнса Стролла категорически не хватало, чтобы соперничать на Яс-Марине с командой McLaren. Карлос Сайнс и Ландо Норрис набрали в совокупности 18 баллов, чтобы перекрыть десятибалльное отставание после Сахира. В этой ситуации как никогда сильно ощущалось отсутствие Серхио Переса. Сможет ли Себастьян Феттель в своем следующем сезоне с Aston Martin быть столь же успешным, как мексиканский пилот?
После того как судьями было принято решение расследовать инцидент на питлейне с участием Карлоса Сайнса после гонки (на въезде на питлейн Сайнс замедлился больше необходимого), было опасение, что штраф может изменить расстановку сил. Однако судьи оставили инцидент без последствий, и команды сохранили свои позиции в Кубке конструкторов. Что же касается Racing Point, то благодаря упущенному третьему месту они потеряли порядка 4 млн призовых.
Победу в гонке одержал Макс Ферстаппен, он же лидировал на протяжении всех кругов. Таким образом, он сумел прервать своеобразный рекорд Mercedes: впервые за 40 Гран-при Mercedes не лидировал ни круга.
Последнее событие Формулы 1 в этом году — «тесты новичков» — состоятся в ближайший вторник, 15 декабря, и мы обязательно о них расскажем.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:36.28,645 | 189,902 | 1 |
2 | В. Боттас | Mercedes | +15,976 | 189,902 | 1 |
3 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +18,415 | 189,300 | 1 |
4 | А. Элбон | Red Bull | +19,987 | 189,249 | 1 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +60,729 | 187,930 | 1 |
6 | К. Сайнс | McLaren | +65,662 | 187,772 | 1 |
7 | Д. Риккардо | Renault | +73,748 | 187,513 | 1 |
8 | П. Гасли | AlphaTauri | +89,718 | 187,004 | 1 |
9 | Э. Окон | Renault | +101,069 | 186,643 | 1 |
10 | Л. Стролл | Racing Point | +102,738 | 186,590 | 1 |
11 | Д. Квят | AlphaTauri | +1 круг | 186,358 | 1 |
12 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 186,270 | 1 |
13 | Ш. Леклер | Ferrari | +1 круг | 185,996 | 1 |
14 | С. Феттель | Ferrari | +1 круг | 185,703 | 1 |
15 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 185,411 | 1 |
16 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 185,368 | 1 |
17 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 185,076 | 2 |
18 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 183,539 | 2 |
19 | П. Фиттипальди | Haas | +2 круга | 182,667 | 3 |
Лучший круг: Даниэль Риккардо (Renault) — 1:40,926 (55-й круг; 198,109 км/ч)
Пилот дня: Макс Ферстаппен
Результаты Кубка конструкторов
Автор текста: Мария Мельникова
Фото из открытых источников