Гонкой на внешнем треке в Сахире закончился сезон Формулы 2 — сезон, полный борьбы и сражений, который многие фанаты автоспорта называли гораздо более интересным, нежели происходящее в старшей серии. И действительно — сражения кипели буквально на каждом кругу. Ошибки, вылеты, обгоны, борьба за позиции и место в чемпионате украшали каждую гонку. А главное, что здесь не было ни одного явного лидера и ситуация менялась от этапа к этапу. И это очень хорошо для зрителей. Но хорошо ли это для автоспорта? Попробуем разобраться.
Финальный этап в Сахире не был чем-то особенным в том плане, что все события развивались как будто по умелому сценарию. Есть положительный герой — и есть герой второго плана. Есть мальчиш-плохиш и мальчик-выскочка. Есть юный герой, который хочет продемонстрировать имеющийся характер, но ему вроде как говорят: подожди, когда вырастешь. Всех узнали? Если что, то это про Мика Шумахера, Каллума Айлотта, Никиту Мазепина, Юки Цуноду и, конечно, Роберта Шварцмана. Именно они стали главными действующими лицами всего чемпионата-2020.
Однако в таком плотном развитии событий по-настоящему не хватало одной составляющей: Звезды. Такой, какие загорались в прошлые годы, когда выступали Леклер или Рассел. Титул в дебютном сезоне и по семь побед в течение года у каждого помимо других подиумов — здесь есть чего ожидать от пилота в дальнейшем.
Чемпион этого года был определен в последней гонке этапа на Сахире. Ожидаемо им стал Мик Шумахер, выступающий за команду Prema вместе с Робертом Шварцманом. За 12 этапов и 24 гонки Мик десять раз поднимался на подиум, из них два раза — на первое место. Свой титул он заработал скорее стабильностью, нежели на самом деле выдающимися выступлениями. Больше всего побед в этом сезоне одержал Роберт Шварцман: четыре, но из-за проблем в середине сезона и неровных выступлений он занял лишь четвертую строчку в личном зачете.
Главным соперником Мика Шумахера во второй половине года стал британец Каллум Айлотт (в первой между собой сражались Каллум и Роберт). На его счету три победы. Как и Мик, Каллум выступает в Формуле 2 уже второй год, и так же, как Мик и Роберт (а еще Джулиано Алези) является студентом Академии Феррари. Борьба за титул между Миком и Каллумом на последних этапах больше сводилась к тому, кто же совершит меньше ошибок и упустит меньше шансов. Победил Мик. И это соперничество гораздо больше походило на соревнование троечников, нежели на битву чемпионов.
Не поймите меня неправильно: Мик талантливый пилот, но его карьера в Формуле 3 (GP3) и Формуле 2, где он провел по два года и только после этого сумел выиграть титул, говорит прежде всего о том, что он, как в русской пословице, — «медленно запрягает». Стабильность — признак мастерства, и именно ее он продемонстрировал в этом сезоне, набирая от этапа к этапу регулярные очки. Трудовой чемпион — это тоже чемпион, но лично мне хотелось бы блеска.
А вот блеснуть на последнем этапе Сахира, на мой взгляд, сумели совсем другие пилоты.
Поначалу все складывалось довольно предсказуемо. Лундгаард, Мазепин, Другович, Цунода первые минуты квалификации постоянно перебивали друг друга по времени.
Получасовая сессия каждый раз проходит по одинаковому сценарию: сначала все пилоты выезжают вместе на трассу, пытаются показать хорошие времена, мешают друг другу, затем заезжают в боксы, ждут еще 10-15 минут, чтобы опять повторить начальный сценарий.
В этот раз Prema, наконец, сделали то, что уже давно просилось: подождали 10 минут от начала квалификации и выехали на быстрый круг обеими машинами в отсутствие трафика. И Роб, и Мик сделали по два прогревочных круга перед боевым, но не все пошло по плану. Мик показал только 17-е время, а Роберт — сначала 11-е, а затем улучшил до десятого.
Следующая попытка началась за восемь минут до клетчатого флага, и опять все 24 машины выехали на 3,5-километровое кольцо. Совершенно неудивительно, что в таком трафике кто-то может допустить ошибку и стать причиной для желтых или красных флагов. Так и получилось.
За четыре минуты до финиша — желтые и следом красные флаги, вызванные разворотом Луки Гиотто. Для остановки таймера дирекция гонки включила красные флаги, которые убрали после эвакуации заглохнувшей машины.
К этому моменту расклад в протоколе был весьма необычным. Обратите внимание на седьмую позицию!
1. Юки Цунода
2. Никита Мазепин
3. Джехан Даурвала
4. Роберт Шварцман
7. Артем Маркелов
9. Каллум Айлотт
18. Мик Шумахер
У Артема Маркелова в первой практике взорвался мотор, и перед квалификацией ему поставили новый. Хотелось надеяться, что его седьмая стартовая позиция в итоге поможет ему закончить и гонку в очках, но дальше не все сложилось так же радужно. В Основной гонке он 13-й, в Спринте — 20-й.
После возобновления гонки трафик не ослаб, все машины буквально висели друг у друга на заднем крыле. Роб застревает за Никитой, который, в свою очередь, не может обогнать впередиидущие машины. Мик Шумахер с 18-м временем нервничает за Роем Ниссани, и для него эта ситуация может означать все, вплоть до проигранного титула.
Мик начинает атаковать. Несколько обгонов до этого ему удаются, но израильский гонщик становится камнем преткновения. Мик меняет траекторию, идет на обгон и… совершает ту же ошибку, что и на пятом этапе в Сильверстоуне, когда в атаке на Роберта ломает тому переднее крыло. На этот раз жертвой становится Ниссани, который не может ничего сделать с внезапно оказавшимся перед ним Шумахером. Он подлетает от столкновения и приземляется ему на заднее крыло, ломая его в щепки. Квалификация вновь остановлена. На этот раз окончательно.
Поул берет Юки Цунода, и это первая плохая новость за уикенд, которая означает, что Роберт лишился даже математической возможности завоевать титул. А между Миком и Айлоттом, стартующих с 18-й и 9-й позиций, всего 14 очков. В пятницу еще никто не знает, как закончится уикенд.
На короткую внешнюю конфигурацию автодрома Сахир команды получили от Pirelli не составы хард и медиум, как в предыдущие выходные, а хард и софт. Обе гонки проходили в светлое время суток, значит, и температуры были намного выше, а абразивность асфальта и довольно сильный ветер вносили дополнительные коррективы. Еще одним осложняющим фактором стало качество асфальта на срезке, которая соединяла четвертый и девятый повороты большого кольца. На ней не проводились серьезные соревнования, и покрытие из-за этого сильно отличалось от всего остального трека. Отдельно пилоты отмечали стыки между двумя сегментами.
Старт с первого ряда Юки Цуноды и Никиты Мазепина, между которыми уже были столкновения в Спа, гарантировал нескучную гонку. Однако на первых метрах Цунода теряет свой поул и пропускает вперед сначала Никиту Мазепина, а затем и Роберта Шварцмана. Прекрасным дополнением этому становится Артем Маркелов, который старается выжать максимум из своей машины и поднимается на пятую строчку. Все три россиянина в Топ-5!
Как и всегда в Формуле 2, большое значение имела шинная стратегия, настройки машины по расходу резины и умение пилота работать с шинами. Prema традиционно развела Роберта и Мика по двум разным стратегиям. Во многом благодаря софту на старте Роберт сумел совершить обгоны и вырваться вперед. Мик стартовал на харде в расчете на длинный отрезок и затем прорыв на мягком комплекте с пустыми баками. Но и на харде он сумел совершить несколько прорывов в хвосте пелотона. Надо сказать, что во второй части этого сезона ему отлично удаются старты, когда ему удается компенсировать не слишком удачные квалификации. А ведь у него не было в этом году еще ни одного поула!
Шварцман и Мазепин на 15-м круге стали первыми, кто провел свои пит-стоп, получив комплекты хард и вернувшись на 15-й и 16-й позициях. С них и началась волна пит-стопов для тех, кто стартовал на софте, и оба пилота стали быстро продвигаться вверх. К этому моменту Шумахер уже догнал Айлотта, у которого вообще не было темпа в гонке, но, дабы избежать сражения с соперником, Айлотт свернул на пит-стоп.
Шумахер свой пит-стоп оттягивал: по плану он должен был прийтись на 30-й круг. Благодаря этому уже к 20-му кругу он вышел в лидеры, но после пит-стопа вернулся 13-м.Что же касается Айлотта, то он не мог продвинуться выше пятого места, а затем и его уступил своему товарищу по команде Гуанью Чжоу. В итоге на финише он так и остался шестым, а позади него с лучшим кругом оказался Мик Шумахер.
На 31-м круге протокол вновь возглавили Мазепин и Шварцман, однако позади них явно не собирался сдаваться Юки Цунода, да и Другович сокращал время до соперников. Как и предполагалось, самое яркое сражение в итоге проходило между Юки Цунодой и Никитой Мазепиным, чуть позже в него вмешался Фелипе Другович. Никита изо всех сил защищал свои позиции, но Цунода был быстрее, и в итоге прорвался в лидеры, а следом за ним, как черт из табакерки, выскочил Гуанью Чжоу.
Китайский пилот, вместе с Айлоттом выступающий за команду Uni-Virtuosi, очень хорошо показал себя в начале сезона, но затем провалился, и только в Бахрейне начал восстанавливать свою репутацию. В короткой гонке предыдущего этапа он сумел обыграть Айлотта и финишировать пятым, и на финальном этапе вновь заявил о себе.
Никита Мазепин, которого уже к этому моменту объявили в Haas, закончил гонку третьим, поднялся на подиум, но затем получил сразу два пятисекундных штрафа и опустился на девятое место. Третьим стал Другович, Роберт поднялся на четвертую строчку, а Айлотт и Шумахер финишировали друг за другом на пятом и шестом местах. Но благодаря своему быстрому кругу в гонке Мик набрал в итоге столько же очков, сколько и Каллум, и ко второй гонке Спринт они вновь подошли с тем же самым разрывом в 14 очков.
Гонку Спринт с реверсивным гридом Мик, Каллум и Роберт начинали с третьего, четвертого и пятого мест соответственно. Борьба завязалась с первых секунд, и уже на первом круге в сражении за позиции Мик блокирует в торможении колеса и портит передние шины. Эта ошибка впоследствии ему отзовется, когда за 15 кругов до финиша он будет вынужден заехать на незапланированный пит-стоп, теряя позицию за позицией, и, похоже, в этот момент он мысленно попрощается с титулом. Он даже задаст позже этот вопрос команде по радио, но в ответ получит успокаивающую фразу, что пока можно не волноваться.
Айлотту, с дефицитом в 14 очков от титула, требовалась победа или второе место, чтобы обойти главного претендента, и перед гонкой в интервью он скажет, что «ему нечего терять». Но Каллума как будто преследует злой рок: вторую гонку подряд, имея огромную фору от Мика (сначала его 18-е место на старте первой гонки, а затем вынужденный пит-стоп на второй), он не может отыграть ни одного очка. Он активно атакует в начале гонки и даже находится в Топ-3, в то время как Шумахер на 20-м месте пытается догнать Самайу, но за восемь кругов до финиша на абсолютно убитой резине начинает терять все преимущество и в итоге финиширует вне очковой зоны! Вот уж и впрямь Мику можно не волноваться — соперник сам отдаст ему титул.
С поул-позиции в реверсивной гонке стартует Дэн Тиктум: Никита Мазепин своими двумя штрафами сделал ему невероятный подарок. Джехан Дарувала уходит в гонку вторым, и потом на протяжении всего заезда очень грамотно работает с шинами и удерживает эту позицию. Ко второй части заезда в голову пелотона пробиваются Чжоу и Цунода. Роберт держится в пятерке, а вот два пилота Hitech (Мазепин и Гиотто) располагаются довольно низко в протоколе. А ведь, несмотря на то что Кубок конструкторов команды в Формуле 2 не получают, командный зачет все равно никто не отменял. Рывок Цуноды и Дарувалы в большие очки может поставить под угрозу третье командное место Hitech, а подиум был бы вдвойне престижен для команды-новичка.
Лука Гиотто, большую часть гонки державшийся в районе 15-го места, за 15 кругов до финиша начинает наращивать темп. Похоже, это была своеобразная тактика — подождать, пока у соперников «уйдут» шины, и начать атаку. Она ему удается. На 23-м круге он уже обозначает себя в зеркалах Никиты, который, наоборот, не сумел экономно распорядиться резиной. В какой-то момент Гиотто проходит Никиту, а за три круга до финиша они занимают седьмую и восьмую позиции, которые принесут три очка. В этом случае пилоты Carlin на первом и третьем месте все равно им проиграют. Но за два круга до финиша Юки Цунода готовится к очередному прорыву. Он атакует Дэна Тиктума, но тот возвращает позицию. Затем следующая атака на последнем круге практически у финишной черты оказывается более успешной. И в то время как Carlin одерживает победный дубль, Никита Мазепин уступает Фелипе Друговичу. Hitech не хватает двух очков, чтобы взять третье место.
Роберт Шварцман, из-за деградации шин упустивший несколько позиций, финиширует пятым. По итогам сезона он набирает 177 очков и занимает четвертое место.
Никита становится пятым — и этого ему более чем достаточно для получения суперлицензии.
После сложного, скомканного и насыщенного сезона сразу три пилота переходят в Формулу 1. Никиту Мазепина и Мика Шумахера уже официально подтвердили в Haas, что же касается Юки Цуноды, то его еще не объявили, однако уже сейчас известно, что он поедет «тесты новичков» за Alpha Tauri.
Отношения на трассе у Мазепина и Цуноды сложились непростые, и у них еще будет время для встречи и их выяснения путем спортивных достижений в Формуле 1. К сожалению, Alpha Tauri будет выглядеть на трассе в следующем сезоне посильнее Haas, и Никите придется непросто, но кто знает, как у кого сложится карьера в дальнейшем.
Похоже, что внутри Haas все как раз должно складываться намного спокойнее, и бонусом в этом тандеме может оказаться довольно флегматичный характер Мика. Те, кто его неплохо знает, говорят, что вывести из себя молодого Шумахера практически невозможно.
Уже сейчас объявлено, что Роберт Шварцман остается в Формуле 2 на следующий год. Компанию ему на этот раз составит Оскар Пиастри — опасный новичок, очень яркий пилот, разделавший под орех всех своих конкурентов в Формуле 3 в дебютном же сезоне.
Из Формулы 3, скорее всего, приходит и американец Логан Серджант, бывший среди претендентов на титул — он также принял участие в постсезонных тестах Формулы 2, которые в эти дни проходят на автодроме Сахир. Серджант уже подписан в Campos Racing вместе с ральфом Бошунгом.
Фелипе Другович переходит на следующий сезон в команду UNI-Virtuosi, а его партнером по команде станет Гуанью Чжоу.
В Carlin также произойдет частичная смена состава. К Джехану Дарувале присоединится Дэн Тиктум. Hitech тестирует Юри Випса, которому место в Формуле 2 обещал непосредственно сам Хельмут Марко, и Лайам Лоусон, занявший пятое место по итогам сезона Формулы 3.
Лундгаард и Тео Пуршер пройдут тесты за команду Art Grand Prix. Луи Делетраз переходит в MP Motorsport из Charouz Racing, а новичком команды станет Лирим Зендели.
За команду DAMS в будущем сезоне будут выступать Маркус Армстронг и Рой Ниссани.
Тесты собрали в Бахрейне самых разнообразных пилотов, в первом дне во вторник в них принял участие даже Роберто Мери, севший за руль машины HWA Racelab. Однако 29-летний гонщик, выступавший в большинстве известных гоночных серий, не смог сдвинуть эту машину выше предпоследнего результата.
Тесты продлятся также в среду и четверг и будут состоять из двух трехчасовых заездов.
26–28 марта — Бахрейн (Сахир)
20–22 мая — Монако (Монте-Карло)
4–6 июня — Азербайджан (Баку)
16–18 июля — Великобритания (Сильверстоун)
10–12 сентября — Италия (Монца)
24–26 сентября — Россия (Сочи)
26–28 ноября — Саудовская Аравия (Джидда)
3–5 декабря — Абу-Даби (Яс-Марина)
Автор текста: Мария Мельникова
Фото: Getty Images, Prema Powerteam