Минтранс России планирует обязать устанавливать в рейсовые автобусы и автомобили-такси устройства мониторинга состояния водителя. Их функция — предупреждать сон за рулем. В ведомстве рассчитывают, что «антисонные» комплексы станут обязательными со второй половины 2021 года, пишет газета «Ведомости».
Минтранс уже готовит национальный стандарт по таким системам и нормативно-правовую базу для оснащения ими автобусов (вместимостью от восьми пассажиров и более) и автомобилей-такси.
Дедлайн по разработке национального стандарта назначен на июнь 2021 года. Утверждение его пройдет параллельно с внесением изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути в целях повышения безаварийности их работы и уменьшения количества ДТП.
Сон водителя за рулем — одна из самых распространенных причин аварий, на нее приходится до 20% всех ДТП.
Комплексы мониторинга состояния водителя бывают нескольких типов, различающихся друг от друга принципом работы. Одни следят за глазами — увеличение интервалов, когда глаза закрыты, служит признаком сонливого состояния. Другие системы фиксируют наклоны головы — характерные кивки означают, что водитель впадает в дрему. Третьи требуют обязательного пристегивания на запястье наручного устройства, которое ориентируется на частоту пульса. Как правило, при определении состояния водителя как «сонливое» комплексы подают громкие прерывистые сигналы, будящие автомобилиста.
В России будут применяться устройства, одобренные отраслевым союзом «Нейронет» и созданные в рамках одноименной дорожной карты «Национальной технологической инициативы» (НТИ). Их прототипы сейчас тестируются в Великом Новгороде и Туле. Один из девайсов — это браслет на руку, работающий с применением методов электромиографии, рассказал Семенов. Другой элемент системы контроля — неинвазивный нейроинтерфейс, считывающий активность головного мозга человека. Третий — софт с искусственным интеллектом на базе камеры, контролирующей состояние водителя.
В Москве с 2018 года часть городских автобусов оснастили устройствами контроля за водителями под названием «Антисон». В ноябре 2019-го администрация столицы заключила контракт на сумму 1,74 млрд рублей с ООО «КСОР», в рамках которого систему установят на 8,4 тысячи автобусов, трамваев и электробусов Мосгортранса (оператор наземных пассажирских перевозок в Москве). В марте 2020-го водители МГТ написали на имя Путина коллективную петицию, где пожаловались, что комплексы контроля за их состоянием вызывают усталость, зуд и резь в глазах, но руководство заставляет работать с ними под угрозой увольнения. В МГТ провели независимую экспертизу, которая показала, что комплексы безвредны для здоровья.