В Беларуси прогнозируется избыток электричества в связи со скорым вводом в строй первой в стране АЭС (ее с 2011 года возводит Росатом). Профицит не вычерпает даже экспорт энергии в Европу. Поэтому еще в 2016 году президент Беларуси поставил задачу перед местной Национальной академией наук (НАН) разработать линейку электротранспорта, которую впоследствии можно было бы запустить в производство, продавать частным потребителям и использовать в народном хозяйстве. Наконец-то появилась информация о полной линейке белорусского электротранспорта — она содержится в одном из каталогов Объединенного института машиностроения (ОИМ) НАН.
Из каталога следует, что создаются четыре легковых электромобиля: седан, минивэн, пикап и спорткар.
Рабочий образец электрического седана демонстрировался еще в 2017 году, он построен на базе китайского Geely SC7, ДВС демонтирован, вместо него установлена электрическая силовая установка собственной разработки ОИМ НАН. Эта машина может проехать на одном заряде до 200 км, а ее максимальная скорость ради экономии энергии ограничена на уровне 120 км/ч. Мощность мотора седана составляет 120 кВт (163 л.с.), питает его литий-ионная батарея емкостью 24 кВт*ч. Снаряженная масса составляет 1300 кг, что для электромобиля совсем немного.
Прототип электровэна создан на базе китайского же Joylong EF5, его построили по аналогичной седану схеме — демонтировали ДВС, установили собственную «начинку». Здесь пробег на одной зарядке достигает 300 км, а максимальная скорость — 130 км/ч. Машина оснащена мотором мощностью 140 кВт (190 л.с.), его питает батарея емкостью 75 кВт*ч. Снаряженная масса составляет 2500 кг, салон имеет семиместную компоновку. Вэн показывали на выставке в Минске в самом конце 2019-го.
Пикап и спорткар, носящие собственные имена Academic Electro и Electro Roadster соответственно, в недособранном виде демонстрировали весной 2020-го на специальном мероприятии для Лукашенко.
Пикап имеет каркасно-панельную конструкцию, его несущая «клетка» сварена из стандартных стальных труб, а наружные панели отформованы из композитов. По неофициальной информации, его разработка началась вокруг каркаса экспериментального российского микроавтомобиля «Мишка» конца 90-х годов. Однако в конечной итерации белорусский пикап имеет оригинальный каркас и собственные кузовные панели — они формируют современный дизайн. Максимальная скорость этой машины составляет 150 км/ч, запас хода на одной зарядке достигает 150 км. Мощность мотора пикапа — 80 кВт (109 л.с.), снаряженная масса — 1250 кг. Грузоподъемность не уточняется.
Родстер обладает довольно удивительными расчетными характеристиками: его снаряженная масса — лишь 800 кг, он оснащен электромотором мощностью 160 кВт (218 л.с.), может разгоняться до 170 км/ч. При этом у него большой запас хода на одной зарядке — 270 км.
Также ОИМ НАН РБ разрабатывает электрогрузовик со слегка видоизмененной кабиной от семейства МАЗ-5440, машину для укатки льда на стадионах, электродвигатели, тяговые АКБ и т. д. Подробнее — в приложенных ниже слайдах.