2 июня в России официально вступил в силу запрет на ввоз в страну импортного топлива в целях обеспечения энергетической безопасности и стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Он будет действовать до 1 октября 2020 года.
Под запрет ввоза попали автомобильные бензины, дизельное топливо, авиакеросин, судовое топливо и газойли.
На фоне мартовского обвала цен на нефть топливо зарубежного производства стало существенно доступнее, в то время как в России его стоимость почти не изменилась. Таким образом, запрет призван защитить рынок от дешевого иностранного топлива.
В России стоимость горючего осталась прежней из-за особенностей налогового законодательства и использования механизма сглаживания цен, так называемого демпфера. Он защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным (высокодоходным), и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
При этом запрет импорта бензина в Россию наносит ущерб российским потребителям нефтепродуктов и усиливает монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке.
Изменение соотношения топливных цен в России и других государствах привело к тому, что в апреле подскочил импорт бензина из Беларуси. Так, отгрузки горючего из соседней страны железнодорожным транспортом в апреле показали резкий рост и составили 40,1 тысячи тонн, что стало максимальным уровнем за несколько лет. Это примерно в 2,5 раза больше среднемесячных объемов 2019 года.
Впервые о намерении запретить импорт дешевого бензина стало известно в начале апреля. Тогда же эту информацию подтвердил министр энергетики РФ Александр Новак.