КАМАЗ представил первый в своей истории роботизированный беспилотный тягач, созданный на базе серийного дальнобойного грузовика КАМАЗ-5490 Neo. Компания уже несколько лет работает над автопилотом, но до сих пор такие системы испытывали в составе бортовых машин и специального автобуса-шаттла.
Тягач-беспилотник челнинцы создали совместно с IT-компанией «ВИСТ-Групп» (г. Москва) и Назарбаев-Университетом (г. Нур-Султан, Казахстан).
Тягач для опытно-экспериментальных работ выделил КАМАЗ, сами работы разделили на два этапа. На первом сотрудники «ВИСТ-Групп», отвечающей за роботизированные системы, переоборудовали и подготовили автомобиль к автономному движению.
На -5490 Neo установили комплекс систем, значительная часть которых является собственной разработкой компании. Для безопасного движения и сканирования среды автомобиль оснастили лидарами, радарами и системой позиционирования ведущих мировых производителей — Continental, Quanergy, Trimble. Затем «ВИСТ-Групп» провела промежуточные испытания автомобиля на полигоне при Сколково.
На втором этапе грузовик перевезли в Казахстан, где к работам подключились специалисты из Назарбаев-Университета. Они добавили к функциональности автомобиля систему компьютерного зрения, с помощью которой тягач может распознавать различные объекты — людей, животных, дорожные ограждения, разметку, а также самостоятельно перестраивать маршрут с учетом объезда этих препятствий.
Проект беспилотного тягача рассчитан на отдаленную перспективу, о внедрении этих технологий в производство пока не идет даже речи. Всем участникам процесса важно получить новый опыт и нарастить компетенции в области роботизированной техники. В отличие от бортовых грузовиков, дальнобойные тягачи, как правило, используются для затяжных рейсов на тысячи километров — это накладывает особенно жесткие требования к надежности системы автономного управления.
Экспериментальный тягач является собственностью КАМАЗа, но на ближайшие 12 месяцев он передан в бесплатное пользование казахскому вузу.