«Ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться — с учетом инфляции, с учетом изменений налогового законодательства — до конца марта», — так начал свой доклад на совещании у Президента зампред правительства Дмитрий Козак. Основанием для такого заявления стало подписание соглашения с Минэнерго и ФАС о стабилизации топливного рынка РФ большинством сетевых нефтяных компаний: «Газпром», «Газпром нефть» «Лукойл», «Нефтегазхолдинг», «Новый поток», «Роснефть», «РуссНефть», «Татнефть» и группа ТАИФ. Как мы сообщали ранее, эти соглашения должны были быть подписаны в исполнение постановления правительства РФ.
В рамках совещания Путин также задал вопрос, как быть с тем, что «розница играет на бирже недобросовестно, потом вставляет необоснованное количество посредников, цель которых — только цену задирать, а не оказывать реальные услуги на рынке». Зампред правительства ответил, что ФАС, Роспотребнадзор, Росстандарт должны обеспечить повышенный контроль за качеством топлива и ценообразованием у независимых автозаправочных станций (они занимают 62% рынка нефтепродуктов). Также он добавил, что до конца декабря в некоторых регионах проведут анализ подобных АЗС на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства. Если окажется, что у сети реальными владельцами являются одни и те же лица, то им будет необходимо подписать то же соглашение, что и у вертикально интегрированных компаний.
В случае нарушения подписанного соглашения правительства пообещало применить принцип «один за всех и все за одного». Если один из игроков рынка решится поднять цены более чем на 1,7% в связи с повышением НДС и выше инфляции (4–4,6%), то для всего рынка будут введены заградительные экспортные пошлины.
Прибегать к этим мерам придется в крайнем случае, а может быть и не придется вовсе. Как подсчитало РБК, в начале ноября экспортный нетбэк (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства) на бензин упал ниже биржевых цен в России, и внутренний рынок стал премиальным. К 12 ноября премия на внутреннем рынке для бензина АИ-95 составила уже 3,46 руб. на литр (цена на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже — 40,13 руб. за литр), а для АИ-92 — 2,5 руб. (биржевая цена — 37,1 руб. за литр). Для сравнения: в сентябре литр АИ-95 стоил на бирже 40,78 руб., а нетбэк был выше на 7 руб., примерно такой же разрыв был и весной 2018 года. Нетбэк на дизельное топливо все еще выше биржевой цены, то есть экспорт для компаний по-прежнему более выгоден.