В новом обзоре судебной практики Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел условия возврата некачественного автомобиля продавцу с последующим расторжением договора купли-продажи.
Как пишет «Российская газета», некий гражданин приобрел автомобиль, у которого в течение 15 дней выявили ряд недостатков. Он обратился в автосалон и потребовал расторгнуть договор или заменить его автомобиль. Покупателю ответили отказом.
Владелец машины обратился в суд, там назначили экспертизу. Итог — выявлены недостатки, которые являются следствием сборки на заводе. Суд встал на сторону покупателя, но апелляционная инстанция сочла, что часть недостатков эксперты не подтвердили, а обнаруженные были благополучно исправлены — эксплуатацию можно продолжать.
Верховный суд постановил, что в течение первых 15 дней после передачи машины покупателю тот имеет право потребовать замену или возврата денег вне зависимости от того, насколько существенными были недостатки. Главное — успеть за 15 дней. Доказывать существенность дефектов придется лишь по истечении этого срока.
Еще один рассмотренный ВС случай коснулся женщины, чей новый автомобиль постоянно требовал продолжительного ремонта. Более 30 дней в течение каждого года на протяжении двухгодичной гарантии машина стояла в сервисе, потом ремонт затянулся на 45 дней — максимально допустимый законом о защите прав потребителей срок.
Суд первой инстанции и апелляционная оказались для владелицы машины неудачными — там решили, что пользоваться транспортным средством она не могла только 27 дней. Оставшиеся три дня — срок доставки машины эвакуатором в сервис. Во втором гарантийном году женщина обратилась в сервисный центр в Норвегии, который не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать проданные ответчиком автомобили.
Верховный суд решил вопрос в пользу женщины. По мнению ВС, срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков. А ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора.
По второму случаю выводы таковы. Расторжение договора купли-продажи возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней, невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.
Напомним, Дром часто освещает судебную практику по части разбирательств недовольных клиентов с производителями и дилерами. В этом году мы писали о жителе Пензы, который отсудил у «АвтоВАЗа» тройную стоимость Гранты, а также о жителе Тверской области, который добился от УАЗа выплаты в 2 млн рублей. В еще одной похожей ситуации помогли читатели Дрома — комментаторы быстро распознали крашеный автомобиль.