Ульяновский автозавод празднует 60-летие с момента начала серийного производства УАЗ-450 — основоположника семейства коммерческих автомобилей УАЗ, прозванных в народе «Буханками». УАЗ-450 стал одной из первых серийных машин в мире, в которой сочетаются вагонная компоновка, малая грузоподъемность и повышенная проходимость.
Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также в самой холодной точке России — Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.
К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4000 грузовиков в год. В основе УАЗ-450 лежала ходовая часть внедорожника ГАЗ-69. Сначала «Буханку» выпускали только в модификации фургон, но вскоре был освоен выпуск других версий: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Последним встал на конвейер микроавтобус УАЗ-450В.
УАЗ-450 отличался простой конструкцией — он состоял из 1026 деталей и узлов (491 деталь шасси и 535 деталей кузова). Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.
В 1966 году начался выпуск глубоко модернизированной «Буханки», которой присвоили индекс УАЗ-452. Все машины семейства получили обновленный экстерьер с трапециевидной решеткой радиатора, верхнеклапанный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач и полный привод (заднеприводные версии полностью исключили). Тогда же у фургонов появилась дополнительная дверь по правому борту.
С тех пор «Буханку» подвергали еще нескольким модернизациям. В частности, в середине нулевых ее начали оснащать двигателями с электронным распределенным впрыском. В 2007 году семейство получило гидроусилитель руля, мосты типа «Спайсер», многофункциональный подрулевой переключатель и т. д. Последнюю крупную модернизацию провели в 2016 году — тогда усилили раму и кронштейны кузова, внедрили герметизацию сварных швов, улучшили вибро- и шумоизоляцию, установили новый травмобезопасный руль, более удобную комбинацию приборов и еще некоторые мелочи.
УАЗ продолжает производство «Буханок», до сих пор модель остается одной из самых востребованных в гамме завода — только за последние пять лет выпущено 156 тысяч машин, то есть ежегодно их производят около 30 тысяч.
Весной автопроизводитель представит «Буханку» в специальной юбилейной комплектации. Подробностей о новой версии компания пока не сообщает.