Арбитражный суд Москвы вынес решение, подтверждающее законность параллельного импорта. Этой формулировкой обозначается разрешение на ввоз определенных товаров сторонним компаниям, а не только владельцу марки.
Как пишет газета «Ведомости», в текущем законодательстве прямого запрета на параллельный импорт нет, но ввезти товар в РФ формально может только правообладатель бренда, официальный дистрибьютор или дилер. Федеральная антимонопольная служба настаивает, что возможность импортировать товар должна быть у любых участников рынка — это поможет развитию конкуренции и снизит цены.
В 2015 году инициативу ФАС поддержали в правительстве, разрешив опробовать параллельный импорт на нескольких категориях товаров: лекарствах, автозапчастях и детской продукции. Но впоследствии реализация этой меры увязла в обсуждениях.
Пока окончательное решение не принято, ФАС воздействует на отдельные компании, например, производителя деталей подвески KYB. Ведомство направило в фирму предупреждение о недопустимости ограничения импорта неофициальными дилерами, KYB попыталась оспорить это в суде, но там поддержали точку зрения ФАС.
Опрошенные изданием эксперты считают, что противостояние ФАС и KYB создает прецедент, поскольку прежде суды поддерживали зарубежные компании, выступавшие против ввоза их товаров другими лицами, появился риск для бизнеса.
Применительно к автозапчастям параллельный импорт создает риск роста контрафакта, отследить который правообладателю будет сложно. По разным оценкам, выручка компаний может упасть на 20-25%.
Добавим, что в августе 2017 года российские производители выступили против легализации параллельного импорта в сфере автомобильных комплектующих. Среди потенциальных рисков тогда указали риск для потребителя, вытеснение внутреннего локализованного производства за счет дешевого импорта, рост объемов контрафакта и общее падение инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС.