В 2016 году по России прокатилась волна проверок автовладельцев, которые самовольно внесли те или иные изменения в конструкцию своих машин. С тех пор ГИБДД гораздо жестче относится к конструктивным изменениям и тюнингу, требуя от владельцев их одобрения в сертификационных органах.
Однако вскоре правила изменят. ГИБДД России подготовила проект постановления правительства России, которое оптимизирует процедуру контроля за автомобилями с измененной конструкцией. Документ размещен на regulation.gov.ru. Речь идет об упрощении процедуры оформления изменений в конструкции. Легализация станет госуслугой.
Новое постановление призвано убрать с дорог небезопасный транспорт, при этом упростить жизнь водителям, которые хотят легализовать установку газобаллонного оборудования (ГБО), нестандартных колес, бамперов и т. д. Действующая сейчас процедура очень сложная: она предусматривает несколько визитов в ГИБДД и посещение испытательных лабораторий, отмечает «Коммерсантъ». Как правило, процесс затягивается на несколько месяцев и обходится гражданам в несколько десятков тысяч рублей.
Из проекта постановления следует, что автовладельцу необходимо будет посетить ГИБДД всего один раз, предъявив два документа: сертификат на компонент, например, газобаллонное оборудование, и заявление-декларацию об установке его в автосервисе. Инспектор технадзора проверит, не увеличилась ли разрешенная масса автомобиля или его база (например, при попытке сделать лимузин), а также не был ли установлен нештатный двигатель или кузов.
По итогам процедур автовладелец получит «Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». На основе этого свидетельства в ПТС сделают отметки об изменении конструкции и выдадут новое свидетельство о регистрации (СТС). Автоинспекция готовит административный регламент (принимается приказом МВД) для включения описанной процедуры в перечень госуслуг, его проект также опубликован на regulation.gov.ru.
Контроль за тюнинговыми автомобилями на дороге по-прежнему будут осуществлять сотрудники ДПС.
Напомним, несогласованное внесение изменений в конструкцию машины карается штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ). Повторное нарушение квалифицируется как «невыполнение требований сотрудника полиции» (ст. 19.3 КоАП РФ; суд может назначить наказание вплоть до административного ареста). После этого регистрация транспортного средства может быть прекращена.
Нововведения коснутся нескольких сотен тысяч автовладельцев. В 2013–2016 годах подразделения ГИБДД зарегистрировали более 320 тыс. фактов внесения изменений в конструкцию: большая часть из них была связана с установкой ГБО.