За последние сутки в социальных сетях появился вал сообщений о том, что ГИБДД развернула борьбу с самовольными вмешательствами в конструкцию автомобиля. То есть с изменениями, по которым нет специального заключения сертификационных органов и соответствующих отметок в ПТС.
Под угрозу попадают подавляющее большинство доработанных спорткаров и специально подготовленных внедорожников, эксплуатируемых сейчас в РФ. Их владельцы, как правило, не согласовывали изменения ни с какими инстанциями.
Информационную волну спровоцировали одновременно московская и камчатская ГИБДД.
В начале июня главный госавтоинспектор по Камчатскому краю Ростислав Асов провел пресс-конференцию, посвященную «массовому выявлению водителей, управляющих транспортом с изменениями в конструкции».
Буквально через несколько дней в соцсетях появился скан бумаги от московской ГИБДД, датированной вторым июня. Это некий шаблон для отчета по выявленным автомобилям с изменениями в конструкции, на котором от руки написано — «каждой роте отчет ежедневно». Подлинность бумаги вызывает вопрос — ведомственным приказом она, скорее всего, не является, хотя вполне может быть приложением к приказу.
В Камчатском крае рейд против лифтованных внедорожников, которых в регионе, по понятным причинам, совсем не мало, начался в конце мая. Как разъяснил на тематической пресс-конференции Ростислав Асов, против водителей машин с несогласованными изменениями составляется протокол по делу об административном нарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (предупреждение или штраф 500 рублей). Если водитель не устраняет их на месте, ему выдается требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения.
В этом документе указываются дата, время и место, куда необходимо представить автомобиль после приведения в соответствие с требованиями законодательства. Также владельца предупреждают, что если внесенные в конструкцию изменения не будут устранены, регистрацию данного транспортного средства аннулируют. Другой путь предполагает легализацию изменений в неких аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), список которых есть на сайте Таможенного союза.
Аналогичные рейды в последние дни проводятся в некоторых районах Москвы — в первую очередь, Юго-Западном. Там, где расположена смотровая площадка МГУ, на которой по вечерам обычно собирается «золотая» и простая молодежь на спорткарах и разного рода тюнинговых машинах.
К слову, с этого же места начались недавние гонки с полицией сына вице-президента «Лукойла» Руслана Шамсуарова, которые сначала привели к публичному унижению полиции, а затем — к 15 суткам ареста самого Руслана.
Являются ли действия московской и камчатской ГИБДД региональной инициативой или это новая политика российской госавтоинспекции, до сих пор смотревшей на тюнинг сквозь пальцев, пока неясно.
Необходимо напомнить, что юридические основания для борьбы с самовольными вмешательствами в конструкцию авто у ГИБДД были всегда, как минимум — с момента вступления в силу техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» 2010 года. И рейды по выявлению таких машин иногда проводились в разных регионах страны. Так, осенью 2011 года ГИБДД после очередной крупной аварии с жертвами начала отлов «заниженных Приор» в Дагестане. Стало ли после этого меньше таких машин на улицах российских городов?