На прошедшей несколько дней назад в Москве выставке «Транспорт России-2017» компания Volgabus показала новое поколение городских автобусов «Ситиритм». Выставочный экземпляр оснащен электрической силовой установкой и имеет запас хода на одной зарядке до 300 км, но интересен не этим (Drom уже писал об электробусах из Волжского), а своим дизайном. Лаконичный узнаваемый передок, светодиодные задние фонари, необычная линия бокового остекления, модный геометрический паттерн воздухозаборника двигателя... Таких красивых автобусов в современной России еще не делали!
Новая модель должна стать для Volgabus примерно тем же, чем стала Lada Vesta для «АвтоВАЗа», неким переходом на следующий уровень.
Сейчас основные производственные мощности Volgabus сосредоточены в Волжском Волгоградской области, но 20 декабря компания откроет новый крупный завод во Владимире, укомплектованный роботизированным оборудованием. Одновременно с открытием производства компания решила обновить всю линейку автобусов. Именно «Ситиритм» получил самые серьезные изменения и демонстрирует новое «фирменное лицо», которое вскоре примерят и остальные модели.
Если «АвтоВАЗ» пригласил для формирования свежего имиджа маэстро Стива Маттина из-за границы, то Volgabus сделал ставку на отечественные таланты. Над дизайном перспективных волжских автобусов работает команда Антона Кужильного, одного из авторов нашумевшего футуристического концепт-трамвая UVZ R1. В студии, расположенной в московском технопарке «Калибр», штатно работают всего девять человек: три дизайнера, два конструктора, 3D-моделлер, графический дизайнер, менеджер и сам Антон — шеф-дизайнер. Команда студии — по большей части выпускники МАМИ с опытом работы в Marussia, Cardi, НАМИ и московских студиях промышленного дизайна.
Первым проектом команды Кужильного для Volgabus стала беспилотная Matrёshka (на самом деле был еще концептуальный Volgabus Tau, который разрабатывался в ОКБ «Атом» под руководством Алексея Маслова), а работа над «Ситиритмом» началась год назад. В основе автобуса лежит каркас предшествующей модели автобуса, но он облегчен и переделан под новые очертания окон. Расчетом прочности занималась компания CompMechLab из Санкт-Петербурга.
Сборка первого экземпляра нового «Ситиритма» началась в сентябре. То, что представлено на выставке, — опытный образец, но экстерьер уже «заморожен» и по пути в серию не изменится. Он может показаться слишком шикарным, но Кужильный уверяет, что на цене автобуса модные дизайнерские решения практически не скажутся: «В основном стоимость автобуса зависит от тиража, выбора комплектующих и комплектации. Разница между ценой дизельных и газовых автобусов составляет 15-20%, а между дизельным и электрическим уже 100%».
По словам дизайнера, использованные решения вполне «бюджетные»: задние фонари составлены из стандартных элементов Hella, паттерн на решетке воздухозаборника вырезан на станке, который есть в распоряжении заводчан, а нижняя часть лобового стекла, опускающегося практически до бампера, на самом деле — пластиковая панель.
Салон «Ситиритма» полностью новый, современный и удобный, без ступенек в дверных проемах. Но ярких решений здесь меньше, чем снаружи. Отметить можно разве что паттерн на стеклянных перегородках — такой же, как на решетках двигателя, да электронную панель приборов. Рулевое колесо, кстати, такое же, как у немецких MAN — разрабатывать и сертифицировать свое слишком дорого. Работа над салоном еще продолжается — именно над ним сейчас в основном трудятся дизайнеры.
«Сделать “автобус с дизайном” не являлось приоритетной задачей, это не главная наша цель. В первую очередь мы старались упростить сборку салона, сделать ее простой и быстрой. В основном работаем над этим», — комментирует Антон. Методы те же, что и в легковом автопроме: «Кожух моторной шахты, отделяющий двигатель от салона, у нас сейчас из четырех композитных панелей, но сборка все равно слишком сложная, теперь мы хотим выполнить его одной деталью».
Так как новый завод Volgabus рассчитан на выпуск до 5000 автобусов в год (ранее производилось несколько сотен), все технологии адаптируются под крупную серию. Например, элементы салона, выполненные прежде из фанеры и напольного покрытия — кожухи колесных арок, подиумы под сиденья — должны стать композитными.
Антон признается, что в плане технологий ориентируется на европейские автобусы: «Пока я против каких-то изобретений, мы смотрим, как делают другие, учимся, пробуем сделать лучше. Сейчас мы можем использовать технологии, подобные тем, что используют небольшие компании типа Van Hool или VDL, но стремимся к тому, что делают Mercedes или MAN».
Кстати, еще раз о стоимости дизайнерских решений. На выставочной машине установлены кресла Ster, специально закупленные в Польше по цене в три раза дороже отечественных. На серийные автобусы такие кресла устанавливать не будут.
Впрочем, на все воля заказчика: «По сути, мы разрабатываем не автобус, а конструктор, набор элементов, из которых покупатель собирает нужный ему вариант. Выбирает длину автобуса, количество сидений, компоновку салона. У всех городов разные требования. Например, в Москве водитель выходит через салон, а в Петербурге ему отведена отдельная дверь. Маршрутное табло тоже устанавливается на выбор покупателя, на школьных автобусах оно вообще не нужно».
Силовых установок для «Ситиритма» предусмотрено три типа: электрическая (как у выставочной машины), дизельная или газовая. И здесь снова используются принципы унификации и модульности.
Размеры автобуса следующие: длина 11 990 мм, ширина 2500 мм, колесная база — 6000 мм. Число сидячих пассажирских мест — 30, со стоячими вместимость салона достигает 90 человек.
Volgabus продолжает активно работать над беспилотным автобусом Matrёshka, вскоре он начнет перевозить пассажиров по территории «Калибра». Возможно, какие-то наработки по этому проекту пригодятся и для больших Volgabus, например, система слежения за полосой движения или автоматическое торможение.
В следующем году Volgabus представит обновленные версии туристических и пригородных автобусов. Над их дизайном также будет работать студия Кужильного.
Текст: Григорий Гомельчук, фото автора, компании-производителя и студии Антона Кужильного