С нашей редакцией связались сразу несколько сотрудников бывшей компании «Фольксваген Груп Рус», которая на днях официально сменила название и теперь именуется «АГР». Напомним, что похожую процедуру — с сохранением юридического лица прошла и «Рено Россия», превратившаяся в московский автомобильный завод «Москвич». При этом у «Фольксваген Груп Рус» и завод, и все подразделения, обеспечивающие деятельность брендов Audi, VW, Skoda, Bentley, были объединены в единое юрлицо. Так же было и у «Рено России».
Итак, сотрудники офиса «АГР», число которых в последнее время изрядно подсократилось, сообщили нам, что некие лица, уполномоченные новым руководством компании, открытым текстом сказали примерно следующее: «Мы сделаем все, чтобы к августу вы все уволились». По какой причине упоминается именно август, сказать трудно. При этом наши собеседники уверяют, что новые владельцы за счет «добровольно-принудительного» ухода сотрудников планируют сэкономить: по данным, которые мы не можем проверить, в процессе переговоров VW согласился существенно снизить цену продаваемого бизнеса, с тем чтобы разница пошла на компенсации сокращаемым сотрудникам.
Собственно, в прежние времена у сотрудников «Фольксваген Груп Рус» был очень приличный соцпакет — помимо традиционной для западных компаний медицинской страховки компенсировалась оплата детского сада, другие семейные расходы. Один из еще действующих сотрудников сообщил нам, что получил в свое время от «ФГР» весомую сумму на похороны близкого родственника, причем в бухгалтерии ее провели таким образом, что налогов с этой суммы получатель не платил. И вот настали новые времена. Ряды сотрудников поредели: многие ушли из пресс-службы, отделов маркетинга и логистики. При этом ключевая претензия оставшихся в том, что новое руководство не ставит перед ними задач, аналогичных прежним. Вплоть до того, что сотрудникам даже не ясно, сохранится ли прежняя специализация завода. К примеру, на днях распространился слух, будто вместо автомобилей наладят деревообработку с выпуском домашней и офисной мебели. Другое дело, что, если верить данным Единого государственного реестра юридических лиц, «виды экономической деятельности» с переменой названия у «АГР» остались ровно те же, что у «Фольксваген Груп Рус». Основным видом осталось «производство автотранспортных средств», далее идут «производство кузовов для автотранспортных средств; производство прицепов и полуприцепов», «производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств», «торговля автотранспортными средствами», «техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», «торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями», «деятельность агентов по оптовой торговле прочими видами машин и промышленным оборудованием», «торговля оптовая неспециализированная», «деятельность стоянок для транспортных средств», «деятельность рекламных агентств», «деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».
Между тем мы проконсультировались с несколькими нашими всегдашними собеседниками — топ-менеджерами российского автобизнеса, знакомыми с положением дел на бывшем «Фольксе», они нам рассказали, что на настоящий момент у «АГР» не просто нет производственного партнера, а пока даже не ведутся переговоры. При этом с Geely и Chery, делегации которых ранее посещали предприятие, договориться не удалось.
Но все это — не самое интересное. Мы попросили наших конфидентов ответить на вопрос: в какую сумму обходится содержание предприятия? Хотя по цифрам мы получили большой разброс, они нас несколько удивили. Оказалось, что речь идет о диапазоне в 100–400 млн рублей в месяц. Дополнительных затрат потребует и сама процедура перезапуска и расконсервации. Для примера уточним, что только перезаливка жидкости в катафорезные ванны обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Дело в том, что если ванна не используется, то в рабочей жидкости начинаются необратимые химические процессы.
Ну и теперь о сроках. На полноценный запуск цеха сварки, окраски и сборки с началом массового производства потребуется около двух лет. Что делать до того времени? Выпускать машины методом отверточной сборки? Это совершенно невыгодно, ибо она только увеличивает цену автомобиля, а не уменьшает — примерно на 2000 евро. Новые хозяева завода в Калуге — это не мэр Собянин, который с легкостью взял «Москвич» «на баланс города». У дилера «Авилон», который через ООО «Арт-Финанс» владеет бывшим немецким заводом, просто нет такого города, на баланс которого можно взять завод. А это значит, что в ближайшие два года, которые понадобятся на пуск предприятия по полному циклу, им придется замораживать и терять колоссальные суммы, выпуская «отверткой» заведомый рыночный неликвид. Один из наших экспертов полагает между тем, что дело все же может дойти до отверточной сборки, которая тоже долго не продлится, ибо она менее выгодна, чем импорт.