Не далее как в конце ноября мы дали новость с заголовком «Дилер Панавто будет официально представлять в России марку Aito под брендом Ultrand». Однако жизнь распорядилась иначе: 12 января о заключении эксклюзивного договора с китайской компанией Seres Group по официальной дистрибуции в России двух моделей Aito — последовательных гибридов М5 и М7 сообщила «МБ Рус». Напомним, что «МБ Рус» — это бывшее представительство Daimler Benz, которое раньше называлось АО «Мерседес-Бенц Рус». Со сменой названия поменялся и его учредитель. Теперь бывшим филиалом немецкого автоконцерна полностью владеет крупный дилер «Автодом».
После объявления о соглашении между «МБ Рус» и Seres Group мы связались с нашими конфидентами в Панавто, а точнее, в подразделении этого дилера, которое называется «Панавто Импорт», и попросили рассказать, как обстоят дела. Нам ответили, что китайцы изначально устроили конкуренцию между двумя российскими фирмами, прозвучала даже фраза «Они столкнули нас лбами». Под столкновением понималось условие о разовом выкупе весьма крупной партии (по нашим данным — десяти тысяч) автомобилей Aito. Первым необходимые средства нашел «Автодом», а вот «Панавто Импорт», организованный в марте 2023 года аккурат под предстоящую сделку (с уставным капиталом в 10 000 рублей), остался ни с чем. По предположению наших собеседников, фирму готовят к ликвидации, по крайней мере, сотрудников будут увольнять «по соглашению сторон».
В распоряжении редакции Дрома оказалось и письмо генерального директора «Панавто Импорт» от 23 января 2024 года, адресованное «партнерским предприятиям ООО "Панавто Импорт"». Приводим текст полностью.
«Настоящим письмом с сожалением уведомляем Вас о том, что ООО "Панавто Импорт" вынуждено остановить работу по развитию проекта комплексной дистрибуции автомобилей марки Ultrand. По имеющейся у нас информации, китайский производитель автомобилей изменил свое решение по выбору российского партнера для развития дистрибуции автомобилей марок Aito/Seres в России. Использование бренда Ultrand новым дистрибьютором не планируется. Позвольте заверить Вас, что все обязательства "Панавто Импорт" по ранее заключенным договорам будут исполняться нами в полном объеме и в соответствии с условиями таких договоров. В настоящее время нами ведется передача всех наработок и документов "Панавто Импорт" назначенному дистрибутору. Мы также прилагаем максимум усилий для того, чтобы деловые взаимоотношения с Вашими предприятиями по маркам Aito/Seres были бы продолжены и развиты новым дистрибутором. Мы остаемся на связи и готовы ответить на Ваши вопросы». Скан письма прикладываем.
По вопросу Ultrand добавим, что еще в начале января перестал действовать телеграмм-канал бренда. Под конец прошлого года в нем появилось несколько публикаций с фрагментами автомобилей, по которым без труда угадывались модели Aito.
Интересно, что случай по ультимативному выкупу большой партии машин — далеко не первый, отмеченный нами за последние полтора года в практике работы китайских компаний с российскими дилерами. Во время нашего предновогоднего объезда дилеров в одном из салонов «Автогермеса» нам рассказали, что китайские партнеры «предложили» выкупить десять тысяч автомобилей марки Jetta, а поскольку кредиты из-за высокой ключевой ставки сейчас очень дорогие, дирекция спустила на места директиву продавать склады по любым ценам (даже ниже закупочных) только с той целью, чтобы аккумулировать нужную сумму.
Вместе с тем, вспомним слова нашего всегдашнего эксперта — гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова из нашего недавнего материала по перспективам российского авторынка на 2024 год. Сергей справедливо отмечал, что китайцы не заинтересованы не только в развитии наших заводов, собирающих их же, китайские машинокомплекты, но и в развитии местной дистрибуции. Задача китайцев — продать здесь и сейчас максимально большой объем машин и обеспечить свое производство. А дальше — хоть трава не расти. Употребил Сергей и еще одну фразу, которая в процессе редактуры выпала из упомянутой статьи, но сюда мы ее вставим. «Китайцам на нас начхать». Именно так. И пока в правительстве не поймут этой простой истины, дельцы от автоиндустрии из Поднебесной так и продолжат сталкивать лбами российских участников рынка. С другой стороны, может, оно и к лучшему?.. Пишите в комментариях свое мнение.